Биография
Николай Николаевич Рыбников родился 13 декабря 1930 года в городе Борисоглебск Воронежской области в семье артиста. Отец — Николай Николаевич Рыбников (1879—1956) в конце 1920-х годов выступал на сцене Малого театра, а в 1937 году был признан народным артистом РСФСР. Николай Рыбников старший также пробовал сниматься в кино, он снялся в 6 советских фильмах, наиболее известными из которых были «Машинист Ухтомский» (1926), «Гибель сенсации» (1935), «Юность» (1937), «Секретная миссия» (1950) и др. Мать, Клавдия Александровна, была домохозяйкой.
Вырос в Сталинграде, где закончил железнодорожную школу (где периодически в одном из углов класса появлялась неубиваемая надпись «В этом углу стоял маленький Коленька Рыбников»). Учился в школе N 5 (бывшей мужской гимназии). Здесь, на подмостках школьной сцены, и были замечены его актёрские способности.
Николай Рыбников рано остался без матери, Клавдии Александровны. В 1944 году уехал в Сталинград его отец Николай Николаевич. Сын перебрался к нему. Некоторое время они жили вместе, но отец вскоре умер.
Николай Рыбников был актёром вспомогательного состава Сталинградского драматического театра. Учился в Сталинградском медицинском институте.
Позже, в 1948, Николай поехал в Москву учиться на артиста и поступил в Всесоюзный государственный институт кинематографии (мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой), который закончил в 1953 году.
В памяти Тамары Федоровны Рыбников остался человеком большого темперамента, которому по плечу были и Шекспир, и Шиллер, а ему все предлагали играть, как с горечью говорил в конце жизни сам актёр, бригадиров. Творческий диапазон его был необъятен. Как вспоминают сокурсники, ему удавались Жюльен Сорель и Хлестаков, Макар Нагульнов и пушкинский Дон Гуан, Бенкендорф, изъясняющийся только по-французски.
Московский период актёра, его женитьба на Алле Ларионовой, их любовь и круг общения на уровне мировых знаменитостей достаточно полно описаны во множестве столичных изданий.
Рыбников умел мастерски имитировать чужие голоса и вместе с друзьями часто устраивал розыгрыши. Так однажды любовь к розыгрышам чуть не стоила ему карьеры артиста. Об этой истории рассказал впоследствии в своем фильме «Какая чудная игра» (1995) Петр Тодоровский. В апреле 1951 года Николай, прячась в шкафу, зачитал голосом Юрия Левитана правительственное постановление о снижении розничных цен. Согласно этому постановлению, с 1 апреля цены на продовольствие снижались в 5 раз, на винно-водочные изделия в 7 раз, а соль и спички должны были отпускать бесплатно. Сообщение студенты встретили громом аплодисментов и криками: «Да здравствует товарищ Сталин!» и «Слава советскому правительству!» Обман вскоре раскрылся, и Рыбникова отчислили из ВГИКа, но вскоре восстановили.
С 1953 года — актёр Театра-студии киноактёра.
Дебют в кино — прошедший почти незамеченным фильм «Команда с нашей улицы», роль Дроздова. По-настоящему его актёрский талант раскрылся у режиссёров А. Алова и В. Наумова в картине «Тревожная молодость». Рыбников в этой роли был удивительно сдержан, немногословен, скуп на эмоции. Его работу отметили критики.
В следующей своей роли в фильме М. Швейцера «Чужая родня» он сумел создать абсолютно противоположный образ. Его утверждение на эту роль было трудным. В длинном списке кандидатов на роль сельского механизатора Федора фамилия актёра Рыбникова была самой последней.
Слава пришла к артисту после полюбившейся зрителям ленты «Весна на Заречной улице» (1956), поставленной Ф. Миронером и М. Хуциевым. Герой Рыбникова — Саша Савченко — обыкновенный парень. По профессии он сталевар, по должности — бригадир, по социальной прописке — исконный житель рабочих окраин. Режиссёр картины М. Хуциев вспоминает, что на главную роль они искали совсем другого исполнителя. И всё же Рыбников получил эту роль, достойную его дарования. Но как доставалась Рыбникову каждая сцена! М. Хуциев писал: «Он способен думать о роли всё время и каждый день приносить новые решения. Он всё время носит в себе образ, над которым трудится. Он не стесняется трудиться».