Биография
Родился в принявшей католичество еврейской семье кадрового военного. В 1909 году семья переехала в Вену. Изучал право в Венском университете (среди его преподавателей был Вильгельм Иерузалем), брал уроки музыки у Йозефа Полнауэра — ученика Шёнберга, сблизился с шёнберговским кругом. В 1919 году переехал в Прагу и по рекомендации Шёнберга поступил под начало композитора Александра Цемлинского в Новый немецкий театр, где прослужил в должности капельмейстера с 1922 до 1927 год; затем на непродолжительное время возглавил оперный театр в городе Усти-над-Лабем, но быстро вышел в отставку из-за чрезмерной для небольшого городка радикальности репертуара. В 1929—1931 годах был дирижёром в Цюрихе, увлекся антропософией, открыл антропософскую книжную лавку «Новалис» в Штутгарте, в 1931 году вступил в антропософское общество Чехословакии. В 1933 году магазин разорился, Ульман с семьёй вернулся в Прагу. 8 сентября 1942 года вместе с третьей женой и сыном от первого брака Ульман был депортирован в лагерь Терезин, где в течение двух лет сочинял и выступал с концертами в музыкальном театре. 16 октября 1944 года его вместе с женой перевезли в Освенцим, где через два дня умертвили в газовой камере.
Творчество
В музыке испытал влияние Шёнберга и Альбана Берга, после 1935 года пришёл к собственной экспрессивной манере; в целом ему принадлежат свыше 40 сочинений. В 1990-х годах сочинения Ульмана, в том числе — оперы «Падение Антихриста», «Песнь о любви и смерти», «Император Атлантиды» — активно исполняются в Австрии, ФРГ, Чехии, Великобритании, США.
Избранные произведения
- Drei M?nnerch?re a cappella (1919)
- Lieder mit Orchester (1921)
- Abendlied f?r Chor, Soli und Orchester (1922)
- Musik zu einem M?rchenspiel (1922)
- Sieben Lieder mit Klavier (1923)
- Streichquartett (1923)
- Sieben Lieder mit Kammerorchester (1924)
- Symphonische Phantasie (1924)
- B?hnenmusik zu «Der Kreidekreis» (1925, по Клабунду)
- Variationen und Doppelfuge ?ber ein kleines Klavierst?ck von Sch?nberg (1925)
- Trio f?r Holzbl?ser (1926)
- Konzert f?r Orchester (1928)
- Sieben kleine Serenaden f?r Gesang und 12 Instrumente (1929)
- Peer Gynt (1927—1929, опера, по Ибсену)
- 2. Streichquartett (1935)
- Elegien f?r Sopran und Orchester (1935)
- Der Sturz des Antichrist. B?hnenweihefestspiel in 3 Akten (1935, опера)
- 1. Klaviersonate (1936)
- Chinesische Melodramen (1936)
- Huttens letzte Tage, lyrische Symphonie f?r Tenor, Bariton und Orchester (1936—1937)
- Missa symphonica f?r Chor, Soli, Orchester und Orgel (1936)
- Drei Ch?re a cappella (1936)
- Oster-Kantate f?r gemischten kleinen Chor und 6 Instrumente (1936)
- Sonate f?r Viertelton-Klarinette und Viertelton-Klavier (1936)
- Sechs Lieder f?r Sopran und Klavier (1937)
- Lieder (1937, на стихи Гёте, Новалиса, Карла Крауса)
- 2. Klaviersonate (1938—1939)
- Geistliche Lieder f?r hohe Stimme und Klavier (1939—1940)
- Kinderlieder (1939—1940).
- Der Gott und die Bajadere f?r Bariton und Klavier (1940, на стихи Гете)
- Slawische Rhapsodie f?r Orchester und obligates Saxophon (1939—1940)
- Klavierkonzert (1939)
- F?nf Liebeslieder f?r Sopran und Klavier (1939)
- Lieder des Prinzen Vogelfrei (1940, на стихи Ницше)
- 3. Klaviersonate (1940)
- Drei Sonette aus dem Portugiesischen f?r Sopran und Klavier (1940, на стихи Рильке)
- Liederbuch f?r Ba? und Klavier (1940, на стихи Хафиза)
- Krieg. Kantate f?r Bariton (1940)
- Die Heimkehr des Odysseus (1940—1941, опера)
- Six Sonnets f?r Sopran und Klavier (1941, на стихи Луизы Лабе)
- Sechs Ges?nge f?r Alt oder Bariton und Klavier (1941)
- Der zerbrochene Krug (1941—1942, опера, по Клейсту)
- Drei Lieder f?r Bariton und Klavier (1942)
- 4. Klaviersonate (1941)
- Sonate f?r Violine und Klavier
- Konzertarie (1942, на стихи Гёте).
- Drei Lieder f?r Bariton (1942)
- 3. Streichquartett (1943)
- Herbst f?r Sopran und Streichtrio (1943, на стихи Тракля)
- Lieder der Tr?stung f?r tiefe Stimme und Streichtrio (1943)
- Zehn jiddische und hebr?ische Ch?re (1943)
- B?hnenmusik zu einem Francois-Villon-Spiel (1943)
- Wendla im Garten f?r Singstimme und Klavier (1943, по Ведекинду)
- 5. Klaviersonate (1943)
- H?lderlin-Lieder f?r Singstimme und Klavier (1943—1944)
- Immer inmitten. Kantate f?r Mezzo-Sopran und Klavier (1943)
- 6. Klaviersonate (1943)
- Der Mensch und sein Tag. 12 Lieder f?r Singstimme und Klavier (1943)
- Chansons des enfants francaises f?r Stimme und Klavier (1943)
- Drei chinesische Lieder f?r Singstimme und Klavier (1943)
- Der Kaiser von Atlantis oder Die Tod-Verweigerung. Spiel in einem Akt (1943—1944, опера)
- Don Quixote. Ouverture f?r Klavier (1943)
- Drei jiddische Lieder f?r Singstimme und Klavier (1944)
- Die Weise von Liebe und Tod. 12 St?cke f?r Sprecher und Orchester oder Klavier (1944, по Рильке)
- 7. Klaviersonate (1944)
- Abendphantasie f?r Singstimme und Klavier (1944, по Гёльдерлину)
- Drei hebr?ische Knaben-Ch?re (1944)