Биография и творчество
Родился в Богемии, в богатой еврейской семье, в 1877 переехавшей в Вену. В 1892 поступил на юридический факультет, в этот же период выступил как литературный критик, пробовал свои силы на сцене. В 1894 перешел на факультет философии и литературы, в 1896 оставил университет, не получив диплома.
В этот период подружился с Петером Альтенбергом, вошел в кружок Молодая Вена (Герман Бар, Гофмансталь, Шницлер, Феликс Зальтен и др.). Через год порвал с ним, опубликовав памфлет Die demolierte Literatur. Выступил с резким отвержением сионизма Теодора Герцля. В 1899 начал издавать собственный журнал «Факел», который выпускал вплоть до смерти, сделал его влиятельнейшим изданием эпохи.
На его страницах публиковались крупнейшие писатели и художники: Альтенберг, Демель, Кокошка, Ласкер-Шюлер, Генрих Манн, Шёнберг, Стриндберг, Тракль, Верфель, Оскар Уайльд и др. С 1911 Краус стал в журнале единственным автором. В том же году он принял католицизм. Параллельно Краус выступал с публичными лекциями и чтениями — до 1936 он дал около 1700 подобных сольных представлений не только в Вене, но в Берлине и Праге. В 1923 он покинул католическую церковь.
Крупнейшим произведением Крауса стала сатирическая драма в жанре «мирового обозрения» «Последние дни человечества» (1915—1919), во многом построенная на актуальных материалах европейских газет. Кроме того, Краус известен своими афоризмами (собраны в книге «Обращенное в слово», нем. Beim Wort genommen, 1955).
Избранные сочинения
- Die demolirte Literatur (1897)
- Eine Krone f?r Zion (1898)
- Sittlichkeit und Kriminalit?t (1908)
- Spr?che und Widerspr?che (1909)
- Die chinesische Mauer (1910)
- Pro domo et mundo (1912)
- Nestroy und die Nachwelt (1913)
- Worte in Versen (1916—1930)
- Die letzten Tage der Menschheit (1918)
- Weltgericht (1919)
- Nachts (1919)
- Untergang der Welt durch schwarze Magie (1922)
- Literatur (1921)
- Traumst?ck (1922)
- Die letzten Tage der Menschheit: Trag?die in f?nf Akten mit Vorspiel und Epilog (1922)
- Wolkenkuckucksheim (1923)
- Traumtheater (1924)
- Die Un?berwindlichen (1927)
- Epigramme (1927)
- Die Un?berwindlichen (1928)
- Literatur und L?ge (1929)
- Shakespeares Sonette (1933)
- Die Sprache (1937)
- Die dritte Walpurgisnacht (posthumous, 1952)
На русском языке
- Детерминизм/ Пер. Виктора Топорова// Западноевропейская поэзия XX века. М.: Художественная литература, 1977, с.29