Биография
Родился в семье фермера. В юности влюбился в кино, оставил работу в банке ради того, чтобы мести полы и разносить провизию на съёмочной площадке. Помогал Хичкоку в работе над сценариями его первых фильмов, включая «Шантаж» (1929). В 1930-е годы начинает самостоятельно снимать малобюджетные триллеры и комедии.
После международного успеха ленты «Багдадский вор» (1940) Пауэлл становится одним из самых востребованных режиссёров Великобритании. Вместе с эмигрантом Прессбургером он снимает череду текниколоровых студийных фильмов, нашумевших по обе стороны Атлантики, — «Один из наших самолётов не вернулся», «Жизнь и смерть полковника Блимпа», «Дело жизни и смерти», «Чёрный нарцисс», «Красные башмачки».
В титрах Пауэлл и Прессбургер, как правило, были указаны и как режиссёры, и как продюсеры, и как сценаристы. Фактически за режиссуру отвечал Пауэлл, а Прессбургер писал сценарии, курировал монтаж и музыкальную сторону фильмов, а также продюсировал их.
В начале 1950-х гг. фильмы Лучников выходят из моды. В 1956 г. творческий союз распадается. Грандиозный скандал, которым сопровождался выход новаторского фильма Пауэлла «Подглядывающий» (1960), фактически ставит крест на его кинокарьере.
Имена Пауэлла и Прессбургера помогли вернуть из забвения их голливудские поклонники — Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе. В 1980-е гг. в крупнейших киноинститутах были организованы ретроспективы работ Лучников. Незадолго до смерти Пауэлл успел подготовить к печати обстоятельную автобиографию.
Значение
В списке ста лучших британских фильмов по версии Британского киноинститута Майклу Пауэллу принадлежит пять фильмов (больше — семь — лишь у Дэвида Лина). Дэйв Кер считает фильмы Лучников самыми значительными в истории английского кино. Пауэлл помещён на 22-е место в списке самых выдающихся кинорежиссёров всех времён, по версии журнала Entertainment Weekly.
Фильмография
Знаком * помечены фильмы, считающиеся утерянными
- 1931 — Два часа без передышки* /
- 1932 — Мой друг король* /
- 1932 — Тёрка* / The Rasp
- 1932 — Ринокс /
- 1932 — * /
- 1932 — Отель «Сплендид» /
- 1932 — C. O. D.* /
- 1932 — Его светлость /
- 1933 — Рождённый удачливым* /
- 1934 — Восставшие из огня /
- 1934 — Британский торговый флаг /
- 1934 — Всегда что-нибудь случается /
- 1935 — Девушка в толпе* /
- 1935 — Лентяй /
- 1935 — Проверка на любовь /
- 1935 — Ночной праздник /
- 1935 — Призрачный свет /
- 1935 — Цена песни* /
- 1935 — Когда-нибудь* /
- 1936 — Её последняя афера /
- 1936 — Коричневый бумажник* /
- 1936 — Краун против Стивенса /
- 1936 — Человек в маске /
- 1937 — Край света /
- 1939 — Смит /
- 1939 — Шпион в чёрном /
- 1939 — У льва есть крылья /
- 1940 — Контрабанда /
- 1940 — Багдадский вор / The Thief of Bagdad
- 1941 — Письмо матери авиатора /
- 1941 — 49-я параллель /
- 1942 — Один из наших самолётов не вернулся / One of Our Aircraft Is Missing
- 1943 — Жизнь и смерть полковника Блимпа /
- 1943 — Доброволец /
- 1944 — Кентерберийская история /
- 1945 — Я знаю, куда я иду! /
- 1946 — Дело жизни и смерти (Лестница в небеса; Лестница на небо) /
- 1947 — Чёрный нарцисс /
- 1948 — Красные башмачки /
- 1949 — Маленькая задняя комната /
- 1950 — Неуловимый Пимпернель /
- 1950 — Унесённые на Землю /
- 1951 — Сказки Гофмана /
- 1955 — О… Розалинда!! /
- 1955 — Ученик чародея /
- 1956 — Битва у Ла-Платы /
- 1957 — Встреча со злом при лунном свете (Ночная засада) / (Night Ambush)
- 1959 — Медовый месяц /
- 1960 — Подглядывающий / Peeping Tom
- 1961 — Гвардия королевы /
- 1963 — Герцог Блаубартс Бург /
- 1966 — /
- 1969 — Совершеннолетие /
- 1972 — Мальчик, который стал жёлтым /
- 1978 — Возвращение на край света / Return to the Edge of the World
В 1983 году продюсировал фильм Эмиля Лотяну «Анна Павлова — Женщина на все времена» с Галиной Беляевой в главной роли.