Владимир Александрович Лебедев: биография
Таганрогский аэропланный завод отличался высокой культурой производства и был хорошо спланирован.
Интересно был построен сборочный цех. Главная сборка — состояла из двух параллельных потоков, один для сухопутных самолетов, другой — для морских. К сборочному цеху примыкали два крыла, где изготавливались части и детали сухопутных и морских машин. Все это напоминало поточную систему на современном самолетостроительном предприятии. А хороший морской спуск, возможности расширения территории, близость металлургической и топливной баз, водные и железнодорожные пути сообщения, наличие квалифицированных рабочих — все это открывало перед строящимся заводом широкие перспективы в будущем.
Одновременно с производственными корпусами будущего завода строилась и Главная контора в три этажа, где предполагалось разместить не только административные службы, но также технический отдел и конструкторское бюро.
В. А. Лебедев решил создать в Таганроге не только гидроаэропланный завод, где можно строить самолеты, но проектировать и создавать новые типы и испытывать их. Для чего уже в 1916 году рядом с купальнями стали строить гидростанцию с пляжем для гидропланов.
Пока же Лебедев снял для своей конторы второй этаж здания по Дебальдовскому переулку рядом с Греческой улицей, именно здесь принимались на работу первые рабочие — таганрожцы. Но так как в городе не было специалистов авиационного профиля, то уже в конце 1916 года из Петрограда переводится группа квалифицированных рабочих, которые и составили костяк будущего завода. Прошло 90 лет, а почти все здания лебедевского завода сохранились до сих пор, за исключением сборочного цеха, который сгорел в начале Великой Отечественной войны. В здании Главной конторы и сегодня размещается заводоуправление, в корпусах лебедевского завода расположены ныне опытное производство ТАНТК имени Г. М. Бериева.
Датой основания Таганрогского аэропланного завода принято считать 17 (30) сентября 1916 года.
Шёл третий год Первой мировой войны. В стране всё труднее было поддерживать хозяйственные связи. Тяжело, судорожно работал железнодорожный транспорт, стремительно обесценивался рубль, росли глухое недовольство и общая усталость от войны. Лебедеву и его соратникам пришлось очень сложно в таких трудных условиях продолжать заниматься и строительством самолетов, винтов, автомобилей и строить новые авиационные заводы одновременно в разных городах. Возникающие проблемы, даже небольшие, решались тяжело и приходилось буквально заваливать письмами и прошениями различные правительственные учреждения.
Всего было построено на Петроградском и Таганрогском заводах фирмы с августа 1916 по 1 марта 1919 года 216 самолетов „Лебедь-ХП“, из них испытано и сдано 192 самолета. Часть из них ставилась на поплавки и несла службу в морском флоте. Такие машины собирали и на Таганрогском аэропланном в 1917 году. Именно поплавковый „Лебедь“, стал первым отечественным самолетом, поднявшимся в таганрогское небо. В Таганроге также до революции успели наладить сборку самолетов „Сопвич-разведчик“ с мотором „Клерже“, а кроме того здесь стали собирать двухместные француз-ские бипланы „Вуазен-LA“ конструкции братьев Вуазен. Это был первый самолет, собранный на таганрогском заводе весной 1917 года.
В начале января 1918 года Общество передает свой таганрогский завод в аренду Госковскому, Моске и Гончарову и В. Лебедев и уходит от дел.
С 25 мая по 28 сентября 1918 занимал должность министра торговли и промышленности Всевеликого войска Донского.
С 28 сентября 1918 по 1920 - министр Управления торговли, промышленности и снабжения белогвардейского правительства, образованного при Ставке Деникина, председатель Совещания по товарообмену с заграницей. Участвовал в урегулировании торговых вопросов между Всевеликим войском Донским, Кубанской Народной Республикой, Украинской державой и Добровольческой армией.
В январе 1919 года главнокомандующий Вооруженными Силами Юга России генерал А. И. Деникин перевел свою Ставку в Таганрог. Лебедев стал заниматься вопросами ремонта самолетов, находившихся на вооружении, как армии Деникина, так и его английских советников. Но этот период длится совсем недолго.
В марте 1920 года эмигрировал из Новороссийска в Белград, где работал в банке. Позднее переезжает во Францию.
Там он и умер в 1947 году в Париже и похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
За заслуги перед Францией в развитии авиации он был награждён орденом Почетного легиона.
Только сейчас осмысливается жизнь и деятельность этого незаурядного, удивительного человека, фанатика авиации и подлинного патриота России.
Ещё в начале 1917 года он был избран Председателем Всероссийского аэроклуба.
В годы первой мировой войны Лебедев отказался от собственной прибыли в пользу государства, хотя был крайне стеснён в средствах.
Как организатор промышленности он сумел, обладая совсем малыми капиталами, построить и оснастить пять авиационных заводов, в том числе и Таганрогский завод, крупнейший в тогдашней России по производственной площади.
Семья
- Лебедев, Алексей Александрович (1876—1964) — брат, ученый, инженер, специалист по двигателям внутреннего сгорания, один из основоположников науки об авиационных двигателях.
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
32-й президент США
американский психолог родом из Варшавы, сын известного раввина Маркуса Мордехая Ястрова
первый президент
сотрудник аппарата президента РФ, с 1996 по 1999 год советник Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина, своего отца
деятель и австрийского и международного шахматного движения, визе-президент ФИДЕ
председатель совета директоров и главный исполнительный директор компании «Google»
основатель, президент и председатель правления Дальневосточного коммерческого банка «Далькомбанк»
убийца 25-го президента США Уильяма Мак-Кинли