Биография
Учился музыке в Вене и Берлине у Франца Шрекера, познакомился с Ферруччо Бузони, Артуром Шнабелем. В 1923 сблизился с Рильке, в 1924 — с Теодором Адорно. В 1924 женился на Анне Малер, дочери Густава Малера, через три года они разошлись. Творческое и дружеское общение связывает его с Карлом Краусом, пишет цикл песен на его стихи. После 1933 сочинения Кшенека были запрещены в нацистской Германии и подвергались критике в Австрии. В 1938 композитор уехал в США, в 1945 стал американским гражданином. Преподавал в женском колледже Вассара (1939—1942), затем в университете Хэмлина в Сент-Поле (Миннесота, 1942—1947), возглавлял в нем музыкальное отделение, был деканом Школы изящных искусств. С 1947 жил в Калифорнии. Его знания музыковеда и мастерство педагога высоко ценил Гленн Гульд.
Творчество
Начинал с сочинений в позднеромантическом стиле, с 1921 увлёкся атональной музыкой, позднее, под влиянием Стравинского и композиторов «Шестёрки», перешел к неоклассицизму. Затем то возвращался к неоромантической манере, то работал в неоклассическом стиле, соединяя его с додекафонией (опера «Карл V», 1931—1933). Интересовался джазом (опера «Джонни наигрывает», 1925, премьера в 1927 в Лейпциге), писал электронную музыку. Автор ряда теоретических сочинений, книг по истории музыки, выпустил «Автобиографию» (1948).
Признание
В 1966 в Гамбурге получил премию Баха. В 1986 в Вене учреждена премия Эрнста Кшенека за композиторское мастерство. Общества Кшенека созданы в Палм-Спрингс (1994) и Вене (1997), Институты Кшенека — в Вене (действовал в 1997—2004) и Кремсе (2004).
Кшенек в России
Оперы Кшенека «Прыжок через тень» (1923) и «Джонни наигрывает» ставились в 1927—1929 в СССР, активно анализировались музыкальной критикой. Его сочинения (Фортепианный концерт, Сонату № 2, Токкату и чакону) в 1926 и позднее исполняла М. В. Юдина.
Наиболее значительные музыкальные сочинения
Оперы
- Прыжок через тень (Der Sprung ?ber den Schatten, op. 17, 1923)
- Орфей и Эвридика (Orpheus und Eurydike, op. 21, 1923, либретто О. Кокошки)
- Джонни наигрывает (Jonny spielt auf, op. 45, 1925)
- Диктатор (Der Diktator, op. 49, 1926)
- Таинственное королевство (Das geheime K?nigreich, op. 50, 1926—1927)
- Тяжеловес, или Честь нации (Schwergewicht, oder Die Ehre der Nation, op. 55, 1927)
- Жизнь Ореста (Leben des Orest, op. 60, 1928—1929)
- Очищение вокруг святого Стефана (Kehraus um St. Stephan, op. 66, 1930)
- Кефал и Прокрида (Cefalo e Procri, op.77, 1934)
- Карл V (Karl V, op. 73, 1931—1933)
- Какова цена доверия? (What price confidence? op. 111, 1945)
- Тарквиний (Tarquin, op. 90, 1940)
- Какова цена доверия? (What price confidence? op.111, 1945)
- Тёмные воды (Dark Waters, op. 125, 1950)
- Афина Паллада плачет (Pallas Athene weint, op. 144, 1952—1953), переделана в 1955
- Колокольня (The Belltower, op. 153, 1955—1956)
- Золотое руно (Der goldene Bock, op. 186, 1962—1963)
- Волшебное зеркало (Der Zauberspiegel, op.192, 1963—1966)
- Сардакаи, или это идёт отсюда (Sardokai, oder Das kommt davon, op. 206, 1967—1969)
Балеты
- Мамона (Mammon op. 37, 1925)
- Изменчивый Купидон (Der vertauschte Cupido, op. 38, 1925)
- Колонка из восьми строк (Eight Column Line op. 85, 1939)