Биография
Добронравов окончил Кишиневскую и Петербугскую духовные семинарии, юридический факультет Юрьевского университета.
В 1887—1901 годах брал уроки музыки у Екатерины Салиной (Кишинев, 1887—1901) и канто у Аделаиды И. Болска (Петербург, 1908—1910).
В 1919 году был режиссёром в Кишиневской оперной труппе В. Белоусова; впоследствии — преподаватель эстетики, истории оперы, макияжа и костюма в оперной студии В. Нагачевского (1920) и в оперной ассоциации Якова Горского (1921, Кишинёв), выступая также в качестве солиста в нескольких спектаклях. Поставил в Бессарабской опере спектакли: Садко, Травиата, Фауст, Халка.
После выхода политических сатир «Сажа» и «Без лишних слов» был вынужден эмигрировать из России, о чём рассказывает в новелле «Путешествие из Петербурга в Кишинёв».
В 1924 году уезжает в Париж к давнему петербургскому приятелю Алексинскому, где остается жить. Общается с русской эмиграцией и работает ответственным за литературный отдел газеты «Родная земля». Работал над романом о Победоносцеве («Князь века»), но не успел опубликовать его вследствие кончины от чахотки в больнице Святого Луи в Париже 26 мая 1926 года.
Семья
- Мать — Доминика Добронравова (во втором браке — Ростовская).
- Отец — Михаил Добронравов, отчим — Алексей Ростовский.
- Братья — Викторин Добронравов и Ростислав Ростовский.
- Сёстры — Зинаида Добронравова, Валерия и Лариса Ростовские.
Память
- При поддержке политика крайне правого толка и поэта Октавиана Гоги, писатель Никифор Крайник перевез останки Добронравова на родину в Кишинёв.
- Николай Йорга написал о Добронравове панегирик «Человек из Бессарабии».
- В 2007 году была выпущена почтовая марка Молдовы, посвященная Добронравову.
Деятельность
Литературное творчество
Дебютировал в 1909 году в «Светоче» (повесть «В поисках вечной истины»). В новелле «Mon Plaisire» вышедшей в «Историческом куръере» критикует церковников, далее следуют роман «Новая бурса» (1913), созвучная роману «Бурса» Помяловского, автобиографическая новелла «Детство» (Нива), «Горький цвет» (1915). Печатался также в прессе эссеров и кадетов.
Нашедши прибежище в Румынии, переучился румынскому языку и опубликовал множество статей в прессе, новелл («Великий Архимед», «Антихрист», «По дороге в Эмаус») и воспоминания («Русская революция»), вышедшие в 1928 годах.
Роли на оперной сцене
- Бартоло (Севильский цирульник, Россини)
- (Тоска, Пуччини)
- Альфио (Кавалерия рустикана, Масканьи)
Сотрудничество
На сцене сотрудничал с:
- Михаилом Быркэ
- Василе Маланецки
- Яковом Горским
- Анастаией Дическу
- Николаем Нагачевским
- Исааком Бейном
- Жаном Бобеску
- Рудольфом Штейнером
- Аурелом Кристеску-Дука
- Энрикеттой Родриго
- Константином Романовым
- Григоре Мелник
- Еленой Ивони
- Марией Изар
- Дмитрием Березовским
- Еленой Корнеску
- Л. Шерпуновым