Поделиться:

О знаменитости

Александра Тимофеевна Николаева: биография


Александра Тимофеевна Николаева биография, фото, истории - специалист в области дипломатики, палеографии, источниковедения, истории России, доктор исторических наук, профессор кафедры вспомогательных исторических дисциплин МГИАИ
30 апреля 1908 - 25 мая 1988

специалист в области дипломатики, палеографии, источниковедения, истории России, доктор исторических наук, профессор кафедры вспомогательных исторических дисциплин МГИАИ

Биография

Родилась 30 апреля 1908 г. в селе Каймары Арского уезда Казанской губернии в многодетной семье. Отец Тимофей Петрович после революции 1917 г. перебрался в Казань, где работал на заводе № 40 им. В. И. Ленина. В 1925 г. она окончила Казанскую Советскую школу I и II ступени № 10. После средней школы А. Т. Николаева поступила в Восточный педагогический институт (ВПИ), созданный в 1922 г. на основе нескольких учебных заведений Казани — Восточной академии, Высшего института народного образования, факультета общественных наук (ФОН) Казанского университета. В институте преподавали Н. Н. Фирсов (1864—1935) — известный специалист в области экономической истории России XVIII в., изучения массовых народных движений, истории Поволжья, исторической биографики; В. И. Анучин (1874—1941) — историк, этнограф, тюрколог, специалист по истории и этнографии Сибири; Г. А. Ильинский (1876—1937) — известный языковед и педагог, член-корреспондент АН СССР; Е. Ф. Будде (1859—1929) — крупный языковед и педагог, член-корреспондент АН СССР; В. А. Богородицкий (1857—1941) — выдающийся языковед и педагог, создатель лаборатории экспериментальной фонетики, член-корреспондент АН СССР; К. И. Сотонин (1893—1944) — философ и психолог; В. Т. Дитякин (1896—1956) — историк-славист, филолог; С. П. Сингалевич (1887—1954) — историк, педагог, ректор ВПИ; М. Г. Худяков (1894—1936) — историк, археолог, этнограф, и многие другие.

А. Т. Николаева училась на литературно-лингвистическом отделении, получила «квалификацию педагога по русскому языку и литературе в трудовых школах II ступени и аналогичным им по программе учебных заведениях».

Среди теоретических курсов — психология и биология, стрелковое дело, инженерное (военное) дело, тактика пехоты, военная гигиена и языки — русский, немецкий, татарский. Но значительное место в подготовке все же занимали русский язык и русская литература XIX—XX вв. Александру Тимофеевну всегда отличали четкая, ясная речь (устная и письменная), хорошее знание русской художественной классики и умение наглядно представить суть изучаемого явления. В двадцать с небольшим А. Т. Николаева — преподаватель русской литературы и языка и завуч в средних школах Спасска и Казани, ФЗУ при заводе им. В. И. Ленина.

В 1931 г. она окончила 2-й курс химического отделения Вечернего индустриального техникума при заводе № 40. В 1932-1933 гг. училась в Химико-технологическом институте . Но в 1934 г. ее направили на обучение в аспирантуру по кафедре истории СССР Историко-архивного института, потому что «стране нужны именно такие специалисты» (15 мая 1934 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР»).

Учеба в аспирантуре МГИАИ

В Историко-архивном институте (открыт при ЦАУ СССР в сентябре 1930 г.) занятия с аспирантами начались с середины 1932 г. Аспирантура должна была готовить высококвалифицированные кадры для научно-организационной и научно-исследовательской работы в системе архивных учреждений СССР. Среди отраслей подготовки выделялись «архивно-вспомогательные дисциплины (дипломатика, сфрагистика, палеография и др.)» . А. Т. Николаева попадает во второй прием в аспирантуру «в школу учеников-аспирантов А. Н. Сперанского» (выражение А. Т.), среди которых — Д. С. Бабурин (в 1944—1947 гг. директор ИАИ), В. З. Джинчарадзе, Н. П. Каллистратов, А. В. Чернов.

В аспирантуре приходилось не только заниматься подготовкой письменных работ и сдачей экзаменов. Аспиранты обучались по специальным программам по источниковедению, дипломатике, палеографии, истории государственных учреждений . Занятия вели П. Г. Любомиров, А. Н. Сперанский, их Александра Тимофеевна считала своими учителями, «научившими ее работать» . Ее аспирантский учебный план включал экзамены по истории СССР (три экзамена по периодам), палеографии и дипломатике, источниковедению, диалектическому и историческому материализму, немецкому языку, два письменных доклада . Они вели практические занятия (А. Т. Николаева — по палеографии и дипломатике), участвовали в заседаниях кафедры, Совета института, подготовке программ, учебно-методических пособий.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Мирошников Евгений Мирошников Евгений

первый заместитель губернатора Белгородской области, глава департамента цифрового развития

Назаров Александр Юрьевич Назаров Александр Юрьевич

куратор национальных проектов и цифрового направления госкорпорации «Ростех»

Салаев Александр Рафикович Салаев Александр Рафикович

Действительный государственный советник Санкт-Петербурга 1-го класса

Наталья Алексеевна Сергунина Наталья Алексеевна Сергунина

российский государственный деятель, занимает пост вице-мэра столицы

Радионова Светлана Геннадьевна Радионова Светлана Геннадьевна

руководитель Росприроднадзора (с конца 2018 года), бывший заместитель главы Ростехнадзора

Назаров Андрей Геннадьевич Назаров Андрей Геннадьевич

экономист, юрист, управленц и специалист в сфере горного оборудования

Плутник Александр Альбертович Плутник Александр Альбертович

юрист, генеральный директор АО «ДОМ.РФ»

Токарев Владимир Александрович Токарев Владимир Александрович

российский государственный деятель

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора