Биография
Тофик Кулиев родился 7 ноября 1917 года в Баку, в семье служащего. Удивительные музыкальные способности привели его уже в 12-ти летнем возрасте на студенческую скамью Азербайджанской государственной консерватории, а в 1934 году он поступает в бакинскую консерваторию, где учится на двух факультетах — фортепианном (в классе профессора И. С. Айсберга) и дирижерском (в классе профессора С. Г. Штрассера). В консерватории происходит первое знакомство молодого Кулиева с творениями великих классиков прошлого — Баха, Бетховена, Чайковского, Шуберта, и других композиторов. Яркое дарование Кулиева обращает на себя внимание музыкальной общественности и вскоре, по совету и инициативе У.Гаджибекова, в 1936 году Наркомпрос Азербайджана направляет Тофика Кулиева для дальнейшего обучения в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского. Здесь он учится дирижированию, некоторое время занимается в классе фортепиано профессора Нейгауза. Вскоре он начинает работать пианистом в известном в те годы эстрадном оркестре под руководством А. Цфасмана, в котором он успешно проработал до 1939 года.
Раннее творчество
Первые опыты Тофика Кулиева в сочинении относятся к началу 30-х годов. Еще будучи студентом рабфака, в 1931 году, Кулиев, по совету одного из первых своих первых учителей, уже завоевавшего к тому моменту народное признание — Асефа Зейналлы, пишет песню на слова Мирза Алекпера Сабира — «Про школьника». Начиная с 1935 года Тофик Кулиев приступает к дирижерской работе в Азербайджанском государственном драматическом театре имени Мешади Азизбекова. Деятельность Кулиева, как фольклориста, начавшаяся в 30-е годы, имела огромное значение в творческой биографии не только самого композитора, но и в музыкально-общественной жизни Азербайджана. Тофик Кулиев был одной из тех творческих личностей, что сыграло заметную роль в развитии и популяризации азербайджанского фольклора. Он один из первых композиторов Азербайджана, осуществивших нотную запись мугамов. В 1936 году им были изданы (совместно с композитором 3. Багировым) записи мугамов «Раст», «Сегях», «Забул», «Дюгях».
В 1939 году, вернувшись в Баку, Тофик Кулиев занимается организационной работой по созданию национального оркестра, активная работа которого совпала с началом в 1941 году Великой Отечественной войны. В годы войны эстрадный оркестр, созданный композитором и названный Красноармейским ансамблем, входит в состав 402-й стрелковой дивизии и дает концерты на передовой линии фронта. Для оркестра Тофик Кулиев пишет ряд песен патриотического содержания: «Ни шагу назад» (слова Суркова), «Нежная рука» (слова Н. Доризо), «О русской девушке», «Песня бойцов». С 1943 года ансамбль разделился на две группы. Одной из них, названной Краснофлотской, продолжал руководить Тофик Кулиев. Ансамбль часто выступает на переднем крае, на Кавказском фронте, в Крыму, выезжает с концертами для частей Армии в Иране.
После окончания войны, Кулиев начинает композиторскую деятельность в Азербайджанском государственном русском драматическом театре им. Самеда Вургуна, Азербайджанском театре Юного зрителя им. М. Горького. За несколько лет работы с театрами им написана музыка к спектаклям «Двенадцатая ночь» В. Шекспира, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Айдын» Д. Джаббарлы, «На дальних берегах» Г. Сеидбейли и И. Касумова, «Братья» Р. Рзы, «Гариба адам» («Чудак») Н. Хикмета, «Ширванская красавица» Э. Мамедханлы.
40-50-е годы
В 40-е годы начинает Т.Кулиев и работу в кино, активно продолжив ее в последующие десятилетия. В это же время он пишет ряд песен, посвященная Родине — «Песня о Родине», «Азербайджан», «Ала Даг». Тофик Кулиев начинает творческое сотрудничество с выдающимся певцом Рашидом Бейбутовым, одним из лучших исполнителей песен композитора. Творческий дует совершает концертные гастроли по городам Советского Союза, сопровождающийся огромным успехом.