Биография
Саксофон освоил самостоятельно, играл в школьном духовом оркестре (вместе с Девью Рэдменом и барабанщиком Чарльзом Моффетом), в 14 лет начал выступать с местными ритм-энд-блюзовыми группами, некоторое время аккомпанировал вокалисту Бит Джо Тернеру. В 1952-59 работал в Лос-Анджелесе лифтером и брал уроки музыки, в 1957 году вместе со своими друзьями — трубачом Доном Черри, барабанщиком Эдом Блэкуэллом и другими единомышленниками — начал экспериментировать, играл на пластиковом альт-саксофоне и строе С (как самоучка, вначале он неверно транспонировал), вводил в импровизационную музыку мелодическую непрерывность, ритмическую асимметрию, отказывался от привязанности к тональности и от куплетной формы. Первые записи — Something Else! (1958) и Tomorrow Is The Question (1959) — помог организовать Рэд Митчелл. Джон Льюис и Гантер Шуллер помогли квартету Коулмана (с Доном Черри, Эдом Блэкуэллом и Чарли Хэйденом) получить ангажемент в нью-йоркском клубе Five Spot (1959). В 1959-63 годах квартет записал семь альбомов, выступал на крупнейших американских фестивалях (в Ньюпорте и Монтерее), гастролировал в Европе.
В 1963-64 Коулман прекратил выступления и потратил более полутора лет на освоение трубы и скрипки. В 1965 организовал квартет (с Чарльзом Моффетом и Дэвидом Айзензоном), а в следующем году журнал Down Beat назвал его «музыкантом года». В середине 60-х годов написал музыку к нескольким кинофильмам, а в 1972 году записал с Лондонским симфоническим оркестром альбом Skies Of America, использовав свою новую так называемую гармологическую теорию (построение одинаковых интервалов у транспонирующих и нетранспонирующих инструментов). В 1973 году начал новые эксперименты, соединяя африканскую музыку и рок-ритмы и вводя в ансамбль электрогитару (группа Prime Time).
Деятельность Коулмана разделила джазовый мир на два лагеря — на тех, кто видел в нём мессию, и на тех, кто считал его шарлатаном. Темпераментные и свободные импровизации Коулмана были неповторимо индивидуальны и наполнены огромной энергией, инструментальное мастерство покоряло любую аудиторию, но выработанные им концепции не всегда были понятны даже его партнерам по ансамблю. Любопытно, что Коулман не сблизился с другими представителями фри-джаза ни в Америке, ни в Европе. Много времени уделял сочинению музыки для камерных ансамблей (три произведения были исполнены в 1985 году на фестивале в Хартфорде). Самая популярная тема Коулмана — Lonely Woman, менее известны Broken Shadows, Space jungle, Comme Il Faut, Love And Sex, Focus On Sanity.
Дискография
- Dancing In Your Head — 1976
- To Whom Who Keeps A Record — 1960
- Town Hall — 1962
- Verona Jazz — 1996
- Something Else!!!!: The Music of Ornette Coleman — 1958
- European Concert — 1971
- Coleman Classics Vol.1 — 1958
- Live in Milano — 1968
- Broken Shadows — 1972
- The Shape of Jazz to Come — 1959
- Crisis — 1969
- Who’s Crazy Vol. 1 — 1965
- The Music Of Ornette Coleman — Forms & Sounds — 1967
- In All Languages — 1987
- Live at Jazzbuehne Berlin — 1988
- Twins — 1961
- This Is Our Music — 1960
- Sound Grammar — 2006
- Opening The Caravan Of Dreams — 1983
- Live At The Tivoli — 1965
- Friends And Neighbors — 1970
- Body Meta — 1976
- Change Of The Century — 1959
- Who’s Crazy Vol. 2 — 1965
- Sound Museum — Hidden Man — 1994
- Ornette Coleman: The Empty Foxhole. Blue Note 9/66 — 1966
- Soapsuds, Soapsuds — 1977
- Love Call — 1968
- At The «Golden Circle» Vol. 1 — 1965
- Science Fiction — 1971
- Chappaqua Suite — 1965
- An Evening With Ornette Coleman — 1965
- Colors: Live from Leipzig — 1996
- The Art Of The Improvisers — 1961
- Paris Concert — 1966
- Tone Dialing — 1995
- Ornette! — 1961
- Song X — 1985
- Man On The Moon / Growing Up — 1969
- Tomorrow Is The Question! — 1959
- At The «Golden Circle» Vol. 2 — 1965
- Ornette On Tenor — 1961
- The Paris Concert (2CDs) — 1965
- Free Jazz: A Collective Improvisation — 1961
- The Unprecedented Music Of Ornette Coleman — 1968
- Ornette At 12 — 1968
- Beauty Is A Rare Thing — 1961
- Naked Lunch — 1991
- Prime Time/Time Design — 1983
- Broken Shadows — 1969
- Sound Museum — Three Women — 1994
- J For Jazz Presents O.C. Broadcasts — 1972
- Skies Of America — 1972
- The Belgrade Concert — 1971
- New York Is Now — 1968
- Of Human Feelings — 1979