Сергей Алексеевич Кириллов: биография
Разумеется, зрители, приходящие на выставки художника Сергея Кириллова, могут порой не соглашаться с ним по поводу тех или иных трактовок персонажей. Уж очень прочно " сидят" в нас сложившиеся чуть ли не со школьной скамьи шаблоны. Однако, безусловно, что задача выявления исторической правды оказывается для художника успешно решаемой потому, что своя собственная позиция им многократно выверена и продумана, сверена с большим разнообразием научных источников. Это не значит, что молодой мастер следует какой-то полюбившейся концепции или тенденции. Нет, его субъективное ощущение часто отступает перед уверенностью "так это было", если большинство исторических фактов ослабляет весомость его первоначальной гипотезы. Хотя ведь нередко и интуитивное знание выступает не как подсознание, а как особая форма озарения, проникновение в доселе скрытую глубь явлений благодаря какой-то чудесной искре, как бы сверхсознанию, венчающему просто сознание, утвердившееся на подсознательном в человеке. Сергей Кириллов уверен, что и сама художественность в исторической картине представляет собой образное соответствие исторической правде. Живописцу надо только найти, почувствовать и выразить на холсте тот момент реально происходившего явления, когда наиболее полно выявляется суть события, раскрывается внутренний мир того или иного образа. Но это легко сказать, но как трудно сделать! Тут возможны и неудачи при самой кропотливой работе и неожиданный успех при недостаточно глубоком исследовании. Но не нужно забывать, что искусство - вещь чрезвычайно сложная и тонкая.
Интересна одна из последних серий живописца, выразившаяся в живописи и графике. Молодой мастер вновь обратился к "бунташному веку", написав целый ряд исторических жанровых портретов. Это не реконструкции облика тех или иных личностей. Это портреты-картины, своего рода художественные обобщения, размышления над человеческими характерами и судьбами. Одним из первых полотен серии стал "Боярин с ковшом государевым". Почти счастлив знаком царского внимания боярин - но вглядимся в глаза. И за добродушной вроде бы улыбкой мы заметим острый взгляд, как бы внутренний, скрытый испуг. Известно ведь из русской истории, что меды, особенно дареные, бывали порой весьма горьки и неожиданно опасны...
Иное решение возникло у Сергея Кириллова в "Шуте гороховом". Здесь свободно, по-песенному широко выявляется декоративный дар художника. Гамма подобрана так, что постоянно сталкиваются звучные красные цвета и не менее интенсивные зеленые. В этом смелом сочетании проявился как бы непокорный характер шута, обретшего к старости особое чутье на людей, на их достоинства и скрытые пороки или недостатки. С одной стороны веселый шут, а с другой, - выражаясь словами поэта, "лукавый царедворец", способный через шутку повелевать и господином...
Рассматривая серию "Русские люди", мы видим в ней и монаха, и купца, и образ молодой красавицы, и боярина, пьющего заморское вино, и служилых людей, и многих, многих лиц. Серия продолжается. И все образы выразительны, полны удивительной жизненности. Вглядываясь в лица этих людей, мы ощущаем, как близки нам могут быть характеры людей прошлого. В подобных портретах время как бы обретает черты материальности, зримости. Однако это результат, уверен в этом, не только таланта, но и сплава последнего с большим трудом и незаурядным мастерством.
Историческая живопись всегда была едва ли не самым сложным жанром в изобразительном искусстве. Она предъявляет художнику определенные серьезные требования: по части общей культуры, знания эпохи, по части профессионализма, мастерства, упорства. Историческая живопись больше, чем исторический сюжет. Здесь мало любви к родной истории. Но и идти по этой дороге -честь для всякого таланта. По этой дороге шли великий В.И.Суриков, талантливейший И.Е.Репин и многие другие замечательные русские художники. Это вечное поле деятельности. И никак не уход от современности, не ностальгия по прошлому. Это прежде всего разговор художника с современниками, его обращение к человеку, его душе и чувствам. Сергей Кириллов утверждает, что историческая живопись - разговор, обращенный из вечности в вечность.
Владимир Сергеевич Погодин, историк искусства
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник