Поделиться:

О знаменитости

Сергей Алексеевич Кириллов: биография




Работа над полотном "Преподобный Сергий Радонежский. (Благословение)" началась в 1991 году. Вот как он сам рассказывает об этом:"Мысль о картине сложилась давно, но как-то не оформлялась, даже эскиз первый маслом не мог начать. И вот в день открытия своей выставки в Загорском(ныне Сергиев-Посадском) музее, летом 1991 года я поклонился мощам преподобного Сергия в Троицком соборе... А на следующую ночь -сон, видение - глаза ... глаза увидел Сергеевы, добрые, ясные, удивительные глаза! И только их увидел. Остальное как в тумане. Проснулся в отчаянии - почему только глаза? Ведь я всю картину будущую мог увидеть! Не понял я тогда, что все главное увидел...

И вот я написал глаза, те, именно те, которые во сне явились мне. Еще почти ничего не было написано - так, наметки, подмалевок. А я вдруг ясно-ясно представил себе, какая будет картина, ощутил ее готовой, до деталей. И работа пошла! Все время в глаза Сергию смотрел:"Ну, как - так или не так?". И видел ответ в его глазах. Они не такие уж добрые иногда были... Конечно, до этого изучал историю, Житие преподобного Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым, почти все, что когда-либо было написано о Троице-Сергиевом монастыре и его игумене. Изучал архитектуру, одежды, лики на иконах, поучения святых старцев, уставы монашеские... Но всегда помнил слова, сказанные мне историком Александром Александровичем Преображенским: "Прошлое всегда богаче, чем наши исторические знания о нем. И художник должен оживить прошлое во всей его полноте".

И все, на что не мог найти ответ в книгах, дали мне глаза Сергия. Так родилась картина.".

Художник изобразил преподобного стоящим под светлым облачным небом, в простой рабочей рясе, обращенным к зрителю с жестом благословения. Вся гамма полотна светлая, как бы источающая тихий свет, тот священный свет - "фавор", о котором так много мечтали монахи-философы на греческом Афоне и сам великий русский чудотворец, живший в XIV веке. Неудивительно, что на выставках некоторые зрители подолгу стоят перед этой картиной, смотрят и размышляют.

С конца 1992 года Сергей Кириллов работал над картиной, посвященной княгине Ольге. Самые первые эскизы появились еще в 1988 году. Тогда молодой художник писал портрет академика Бориса Александровича Рыбакова. Во время сеансов позирования он много рассказывал живописцу об истории России, о святом Владимире, о княгине Ольге. Об их огромной роли в принятии хри-стианства на Руси. О том, как пришедшая в X веке из Византии религия стала наполняться русским духом, национальным содержанием. В замысле полотна "Княгиня Ольга. (Крещение)" художнику хотелось не только показать картину торжественного и пышного византийского церковного церемониала, не только передать идею государственного сближения двух географически близких миров, но и, прежде всего, показать рождение нового человека, преображение души. "Однако, если мы верим, что крещение само по себе есть таинство, то как можно показывать в реалистической картине само это таинство?"- рассуждает живописец. Рожденная благодаря этим естественным для автора ограничениям трактовка сюжета воплотилась в рассказ о том коротком мгновении, когда Ольга, выйдя из крещальни Константинопольской Софии, после купели, остановилась во внутреннем дворе храма. В воплощении своего восприятия давно минувшего события художник следует изложению летописи, подробно изучая обряд крещения, каким он был в X веке. В трактовке картины сильная, властная фигура Ольги приобретает и особое величие, и особое смирение. В самом выражении лица чувствуется просветленность, сознание взятого на себя долга. Она как бы вглядывается в свою душу и одновременно словно бы видит грядущий ход истории. Сопереживание, привычная почтительность окружающих Ольгу людей, делают лицо этой замечательной русской женщины еще более одухотворенным, живущим в этот миг по каким-то иным, недоступным сердцу других законам.

Картина "Василий Блаженный. (Моление)" явилась той работой, которая, в отличие от большинства других произведений художника, почти сразу воплотилась в законченный холст. Если вспомнить, что многие церковные авторитеты почитали юродивых, спасающих душу в окружении мирской жизни, даже более, чем монахов, проводящих жизнь в оберегающем от соблазнов монастырском затворе, то задача для Сергея Кириллова оказалась чрезвычайно сложной, но интересной.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора