Сергей Алексеевич Кириллов: биография
Художник размышляет над историей. Новая тема приходит в творчество С.Кириллова. Его заинтересовала эпоха Крестьянской войны под руководством Степана Разина. Возникли первые наброски композиции - Разин, стоящий на помосте перед казнью, кланяющийся народу. Найденное не удовлетворяло, представлялось неизжитой литературщиной. Затем возникла мысль показать народного вождя в момент, когда его везут по Москве на пытки.
Везут на телеге, растянутого за руки и за ноги, в цепях. Началась упорная подготовительная работа над натурными этюдами, поиском типажей, рисунками. Над окончательным эскизом, перед переходом к большому полотну, работа велась в Доме творчества на Академической даче Союза художников под Вышним Волочком. Радовало, что подобной композиции никогда ни у кого не было, что решение отличалось оригинальностью, самостоятельностью, художественной остротой. Каково же было огорчение Сергея, когда на вскоре открывшейся в Москве выставке молодых художников он увидел явно спешно написанное полотно, практически целиком повторяющее его композицию. Разработка замысла, сбор дальнейшего материала потеряли смысл для С.Кириллова. Однако тему бросать не хотелось, и постепенно пришло иное решение: показать Степана Разина восходящим на помост перед казнью.
Представилось, как Разин, преодолевая роковые ступени, оказался на мгновение выше всех стоящих на площади людей и смог окинуть взором всю сгрудившуюся вокруг огромную толпу. Этот взгляд и стал стержнем всего эмоционально-образного решения полотна. Тема Разина так захватила С.Кириллова, что почти одновременно была написана картина "У Симбирской черты". Здесь художник впервые пробует решить замысел не через показ характера и психологии героя, а через настроение, рождаемое пустынным вечерним пейзажем.
Следует отметить, что работа над большим композиционным полотном, значительным историческим замыслом отбирает у любого художника много сил и энергии. Годами приходится держать себя в состоянии непрерывного творческого поиска, в определенном эмоциональном настрое. Это всегда большая психологическая нагрузка. В подобном случае необходимо отвлечение, которое не разрушает процесс творческого поиска, а, наоборот, способствует ему. Для Сергея Кириллова таким своего рода "отдыхом" явился архитектурно-исторический пейзаж. Ярким примером этого увлечения является интересное небольшое полотно Сергея Кириллова "Крепостная палата Троице-Сергиева монастыря в XVII веке". В качестве объекта изображения живописец выбирает не широкую панораму, не какую-то богато украшенную постройку монастыря, а как бы задворки, уголок непарадных строений. Разумеется, он как всегда внимателен к особенностям архитектуры, но еще более волнует его игра света на шероховатости побеленных стен, фиолетово-голубые тени, рефлексы, яркая зелень травы, светоносность синего неба... Так и представляется тишина, покой, неспешная жизнь людей, нашедших успокоение души в монастырском житии. Фигура одетого в черную рясу монаха так же естественна в этом пронизанном тишиной пейзаже, как и своего рода "озорство" художника, изобразившего на одной из крыш черную кошку, которая "гуляет сама по себе", а на перильцах перехода сохнущие после стирки пестрые домотканные деревенские половички. И, действительно, история состоит не только из трагедий и подвигов, но и из простых незатейливых сюжетов. Оценить же красоту, заворожить ею зрителей - задача непростая и, как кажется, явно немаловажная.
Размышляя над особенностями архитектурных решений, живописец пришел к выводу о бесспорности применения зодчими Руси особой модульной системы, исходившей из размеров древнерусской системы мер. На основе этой системы художник нередко в пейзаже "достраивает" утраченные детали построек, показывая древнюю архитектуру в первозданном виде, предварительно сделав весьма сложные расчеты и чертежи. Много работая в Пскове, раздумывая над его древним обликом, реконструируя не только постройки, но и как бы городское пространство, он почувствовал, насколько внимательно учитывали наши предки высоты ландшафта, точки зрения на те или иные здания, как добивались в архитектуре впечатления эстетической цельности, гармонии с природой.
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник