Магистр богословия (1966), автор ряда трудов на богословские и исторические темы. В неправославных кругах критикуется за традиционализм, антисемитизм, монархизм, национализм и антизападничество.
Церковная карьера
Родился в семье крестьянина в с. Ново-Маячке, Каховского района Николаевской области(Украина). С детства отличался религиозностью. Окончил семилетку в городе Сорочинске Чкаловской (ныне Оренбургской) области. В 1944 году призван в армию. Демобилизовавшись, в 1945 году поступил келейником к архиепископу Чкаловскому и Бузулукскому, Мануилу (Лемешевскому) (впоследствии — митрополит), который стал его духовным учителем. В 1946 году принял монашеский постриг. 9 июня 1946 рукоположен архиепископом Мануилом во иеродиакона, 14 января 1948 — во иеромонаха. Впоследствии помогал Владыке Мануилу в составлении многотомного «Списка русских епископов за 60 лет, 1897—1956» и написал о нем книгу.
После ареста архиепископа Мануила (1948) в 1949 году поступил во второй класс Саратовской духовной семинарии. По утверждению Питирима (Нечаева) в семинарии имел прозвище «Ванька-хлыст» за экзальтированную религиозность.
В 1951—1955 гг. учился в Ленинградской духовной академии. Окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре сектоведения. Преподавал в Минской и Саратовской семинариях.
После освобождения архиепископа Мануила служил под его руководством в Чебоксарской и Куйбышевской епархиях. С 1965 года епископ Сызранский, викарий Куйбышевской епархии, временно управляющий Куйбышевской и Ульяновской епархиями. С 1969 года — епископ (с 1976 — архиепископ) Куйбышевский и Сызранский.
С 20 июля 1990 года — митрополит Ленинградский и Ладожский.
Общественно-политическая деятельность
В начале 1990-х годов становится духовным лидером патриотической и русской националистической оппозиции в России. Неоднократно выступает с публицистическими статьями в газетах «Советская Россия», «Завтра», «Русский вестник» и др.
В 1994—1995 годах петербургское издательство «Царское Дело» опубликовало главные труды митрополита Иоанна на тему судьбы России и русского народа, православия, российской истории: «Самодержавие Духа (Очерки русского самосознания)», «Голос вечности (Проповеди и поучения)», «Одоление смуты (Слово к Русскому народу)», «Стояние в вере (Очерки церковной смуты)», «Русь Соборная (Очерки христианской государственности)».
«Царское дело» издало книги «Дай мне твоё сердце» и «Наука смирения», в которых собраны письма духовным чадам митрополита. В письмах монашествующим тон митрополита строже, а суждения категоричнее, и к себе в первую очередь.
Пресс-секретарём митрополита Иоанна называет себя Константин Душенов, бывший военный моряк и главный редактор газеты «Русь Православная», которая сама себя позиционирует как «антисемитская черносотенная газета русских националистов, православных экстремистов и маргиналов Христовых». Факт существования такой должности отрицается Санкт-Петербургской епархией.
Существует устойчивое мнение, что фактическим автором книг и статей за подписью митрополита в 1990-х был К. Ю. Душенов, взгляды которого многие расценивают как ксенофобские и радикально националистические.
Сам Душенов категорически утверждает авторство Владыки. Кроме того, личная переписка и публичные выступления Иоанна Снычева совпадают с печатными трудами митрополита, как по содержанию, так и по духу.
Смерть
Архимандрит Августин (Никитин) так описывает произошедшее: «Участники праздника ожидали тогдашнего мэра Анатолия Собчака с супругой, но чета опоздала почти на час. Когда высокие гости прибыли, жена мэра Людмила Нарусова подошла к владыке Иоанну под благословение. Благословив супругу Собчака, митрополит начал медленно оседать на пол…». Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.