Деятельность
С 2002 года член Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации (впоследствии преобразован в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека). Являлась одним из организаторов (ноябрь-декабрь 2004 года) и до 2008 года одним из трёх сопредседателей Всероссийского гражданского конгресса.
Биография
Детство и юность
Людмила Алексеева (в девичестве Славинская) родилась 20 июля 1927 года в Евпатории в семье Михаила Львовича Славинского и Валентины Афанасьевны Ефименко. В интервью новостному порталу Эстонского телевидения Алексеева рассказала о том, что эстонская бабушка воспитывала её в протестантском духе. С раннего детства Людмилы её семья обосновалась в Москве, вначале жили в бараке в Останкино, а в 1937 году переехали в центр Москвы в коммунальную квартиру, которая освободилась после ареста одного из ответственных работников Центросоюза — ведомства, в котором работал Михаил Славинский.
Родители Людмилы Михайловны были выходцами из бедных семей, которым революция дала возможность получить высшее образование — отец учился на экономиста, мать изучала математику. Впоследствии мать Людмилы Алексеевой работала в Институте математики Академии Наук СССР, преподавала в МВТУ, написала ряд учебников по высшей математике для студентов ВУЗов. Воспитанием маленькой Люды занималась бабушка, которая искренне была благодарна власти Советов — в 1913 году её бабушка осталась вдовой с двумя детьми, не имея ни профессии, ни надежды дать своим детям образование. «Если бы не революция, кто бы выучил моих детей?» — не раз повторяла она. Людмила росла в уверенности, что живёт в самой свободной и справедливой стране.
В 1937 году начались аресты, 29 квартир в их доме сменили жильцов. Десятилетняя Людмила не воспринимала происходящее чем-то чрезвычайным, она не знала другой жизни и не задавала вопросов. Взрослые вели себя осторожно, не обсуждали происходившее вокруг них, дети интуитивно вели себя так же. Весной 1937 года был арестован председатель Центросоюза и на допросах признался в том, что создал в ведомстве «подпольную фашистскую организацию», в которую вовлёк около трёхсот коммунистов, своих сотрудников. Отец Людмилы попал под следствие, но по счастливой случайности избежал репрессий — он не посещал корпоративные банкеты, которые были признаны собраниями «подпольной организации». 297 сослуживцев М. Славинского были отправлены в лагеря или уничтожены.
Начало Великой Отечественной войны застало Людмилу Алексееву в Феодосии, где они отдыхали с бабушкой. Родители прислали телеграмму: «Немедленно возвращайтесь», но 14-летняя Людмила убедила бабушку, что в этом нет необходимости:
Через десять дней в ангар якорного завода попала немецкая авиабомба; 3 июля 1941 года они погрузились на поезд (как потом выяснилось, последний в Москву).
14 июля 1941 года М. Славинский ушёл на фронт, Людмилу Алексееву вместе с другими детьми сотрудников Института математики отправили в эвакуацию в Казахстан. Читая в газетах сообщения о том, что немецкие войска вошли в подмосковные Химки, 14-летняя Людмила поклялась себе, что если Москва падёт, она убежит из Казахстана, чтобы бороться с фашистами.
В июне 1942 года Людмила Алексеева получила последнее письмо от отца. После войны стало известно, что М. Славинский погиб в июле 1942 года при попытке 2-й ударной армии прорвать блокаду Ленинграда. Зимой 1942 года Людмила Алексеева приехала к матери в Ижевск. По ночам школьники помогали переносить раненых из приходящих санитарных поездов. После занятий шли в госпиталь помогать перевязывать раненых. После окончания учебного года Людмила Алексеева записалась на курсы медсестёр, надеясь, что её пошлют на фронт, но ей не было 18 лет, и её не взяли.
Весной 1943 года Людмила Алексеева с матерью вернулись в Москву. В школу Людмила не пошла, обратилась в комсомольскую организацию с просьбой направить её на фронт или на оборонное предприятие. Её направили на строительство станции метро «Сталинская» (ныне «Семёновская»), Людмила таскала вагонетки с отвалом из туннеля. Работа была изнурительная, но девушка воспринимала её как требование времени.