Поделиться:

О знаменитости

Степан Иванович Давыдов: биография


Степан Иванович Давыдов биография, фото, истории - русский композитор
01 января 1777 - 22 мая 1825

русский композитор

Биография

Пел в Императорской придворной капелле и обратил на себя внимание Екатерины II, которая направила его учиться к Джузеппе Сарти, бывшему при её дворе.

С осени 1814 года — в Москве, где работал учителем музыки в Конторе московского императорского театра и воспитал известнейших артистов — Н. Репину, П. Булахова, А. Бантышева. Впоследствии стал директором музыки Императорских театров в Москве.

Особое место в творчестве композитора занял оперный цикл, начатый с феерической комической оперы-зингшпиль Ф.Кауэра «Дева Дуная» (другие переводы: «Дунайская русалка», «Дунайская нимфа») по пьесе К.Генслера «Дунайская нимфа». В 1803 году, занимая пост главного капельмейстера императорских театров в Петербурге, совместно с драматургом Н.С.Красновольским отредактировали оперу на русский лад: Краснопольский перенес действие с западноевропейского Дуная, как было в оригинале, к восточно-европейскому Днепру и переименовал персонажей на славянский лад, Давыдов ввел в музыку русские национальные напевы. В результате опера была переименована в «Днепровскую русалку» и под этим названием прошла по сценам сначала Петербурга, затем Москвы и других городов России. И не снималась с репертуара очень долго, это была самая частая постановка музыкальных театров России первой половины 19 столетия. О популярности оперы в России свидетельствуют обращения к ней в русской литературе. Именно арию из первой части оперы Кауэра упоминает Пушкин в «Евгении Онегине»:

Antonello De Pierro spiega presenza Italia dei Diritti a No B Day 2 a Roma



Все видео

Многие музыкальные части из кауэровской оперы «Дева Дуная» нередко исполнялись отдельно, в частности, Л.Н.Толстой в своей книге «Детство. Отрочество. Юность» вспоминает кадриль из этой оперы. К этому времени Давыдов был смещен с казенного поста, который занял К.Кавос, который отредактировал оперу на свой лад. В результате получилась вторая опера. Однако Давыдов, учитывая сценический успех оперы Кауэра, решил продолжить работу и совместно с Н. Краснопольским сочинил продолжение к опере Кауэра – уже свое оригинальное произведение. Эта опера получила название «Леста, Днепровская русалка» и была признана музыкальной критикой верхом творчества композитора. Опера была поставлена на Петербургской императорской сцене и прошла с огромным успехом. Эти оперы составили целый совместный цикл и были изданы в 1804–1806 гг.. Окрыленный успехом Давыдов сочинил еще и четвертую оперу в продолжение к предыдущим, либретто написал А.А.Шаховской. Как и предыдущая, третья опера, четвертая тоже является совершенно оригинальным авторским трудом. Однако она была утеряна.

Творчество

Духовные музыкальные сочинения

  • Четырёхголосная литургия
  • 17 концертов

Светская музыка

В своем творчестве композитор немало использовал мотивы крестьянского и городского фольклора в собственных хоровых и оркестровых обработках.

  • балеты «Увенчанная благость» (на День коронации Александра I, 1801), «Жертвоприношение благодарности» (аллегорический балет на День тезоименитства Александра I, 1802) и «Граф Кастелли, или Преступный брат» («трагический балет», совместно с Дж. Сарти и В. Мартин-и-Солером, 1804);
  • три части оперной тетралогии «Днепровская русалка» (с балетными сценами, поставленными И. И. Вальберхом, 1803, 1805, 1807: оперы «Русалка» (1803, вместе с Кауэром и Кавосом), «Леста, днепровская русалка» (1805) (точных данных по разным редакциям и авторствам этой серии опер сохранилось мало и они варьируются);
  • комическая одноактная опера «Лукашка, или Святочный вечер» (1816);
  • концертная увертюра;
  • песни (в т.ч. музыку к ставшей «народной» известной песне «Среди долины ровныя»).

балеты-дивертисменты: «Русский деревенский праздник» («интермедия-дивертисмент с хорами и плясками», 1812), «Семик, или Гулянье в Марьиной роще» (1815; постановка и исполнение Исаака Аблеца), «Гулянье на Воробьевых горах» (совместно с Д. Н. Кашиным и И. Керцелли, 1815), «Филатка с Федорой у качелей под Новинском» (1815), «Торжество россиян, или Бивак под Красным» («Торжество победы», 1816), «Первое мая, или Гулянье в Сокольниках» (1816), «Свадебный сговор при возвращении ратников на родину» (1317), «Цыганский табор» (1819), «Смотр невест, или Деревенские святки» (1821), «Праздник колонистов близ столицы» (1821), «Праздник жатвы» (1823), «Русские в Германии, или Вечер на ярмарке» (совместно с К. А. Кавосом, 1823), «Праздник на Пресненских прудах» (1824) и др.

  • кантаты «Приношение русскому народу», «Песнь русским воинам на возвращение в Отечество» и др.,
  • музыка к «историческому представлению» «Жан Калейский, или Мореходец и принцесса Португальская» (1819)
  • хоры и антракты к «трагедиям на музыке»: «Сумбека, или Падение Казанского царства» С. Н. Глинки (1807), «Ирод и Мариамна» Г. Державина (1808), «Электра и Орест» А. Н. Грузинцева (1809), «Амбоар и Оренгцеб, или Нашествие монголов» П. А. Корсакова (1814)
  • предположительно: «Дмитрий Донской» В. А. Озерова (1807)


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Владимир Стуков Владимир Стуков

композитор и вокалист группы HELLO

Джери Холливелл Джери Холливелл

британская певица

Саманта Фокс Саманта Фокс

английская певица и фотомодель

Вячеслав Згура Вячеслав Згура

российский певец

Булат Окуджава Булат Окуджава

советский поэт, композитор, сценарист и прозаик

Эдвард Григ Эдвард Григ

норвежский композитор

Франц Шуберт Франц Шуберт

австрийский композитор

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора