Один из лидеров советского авангардного искусства 1960—1970-х годов, создатель русского поэтического сюрреализма. Внёс огромный вклад в популяризацию чувашской поэзии и чувашской культуры в мире. Лауреат премии Андрея Белого (1987), Пастернаковской премии (2000, первый лауреат), премии Французской Академии (1972), премии имени Петрарки (1993) и др. Командор Ордена литературы и искусства (1998).
Биография
Родился в деревне Шаймурзино Чувашии, в семье учителя. Отец погиб в годы Великой Отечественной войны. С юных лет писал стихи на чувашском языке, в 1953 г. окончил Батыревское педагогическое училище и поступил в Литературный институт имени Горького, где занимался в творческом семинаре Михаила Светлова. Сближение с Борисом Пастернаком привлекло к Айги внимание советских спецслужб, под давлением которых он был в марте 1958 г. отчислен из института «за написание враждебной книги стихов, подрывающей основы метода социалистического реализма» («Обыденность чуда». В оригинале впервые: «Дружба народов», 1993, № 12). Под влиянием Пастернака Айги стал писать и по-русски, а также принял решение остаться в Москве — и в течение 10 лет (1961—1971) заведовал изосектором в московском Музее Маяковского. Параллельно оригинальному поэтическому творчеству на русском языке Айги много занимался переводом мировой поэзии на родной чувашский, создав уникальные антологии «Поэты Франции», «Поэты Венгрии», «Поэты Польши». Трудно недооценить и роль Айги в мировой пропаганде чувашской поэзии и чувашской культуры. С начала 1960-х гг. стихи Айги широко публикуются во многих странах мира по-русски и в переводах на разные языки; однако на Родине первая книга русских стихов Айги появляется только в 1991 г. — и с этого времени Айги прочно занимает место наиболее спорного и противоречивого среди русских поэтов старшего поколения.
В творчестве Айги сильно влияние чувашского и иного поволжского фольклора, вообще народной культуры; он постоянно обращается к древнейшим архетипам народного сознания. В то же время Айги непосредственно продолжает традицию русского и особенно европейского (прежде всего французского, но также и немецкого, особенно в лице Пауля Целана) поэтического авангарда, что видно, в частности, по совершенно особой роли, которую в его поэзии играют визуально-графическое оформление текста, авторская система пунктуации, резко отличный от разговорного синтаксис, система сквозных мотивов и ключевых слов, переходящих из текста в текст (это последнее свойство парадоксальным образом роднит поэзию Айги уже не с футуризмом, а с символизмом).
На стихи Айги писали музыку София Губайдулина, Валентин Сильвестров, Александр Раскатов, Виктория Полевая, Ираида Юсупова и др.
Публикации и переводы
- Стихи 1954—1971. — Мюнхен: Verlag Otto Sagner, 1975.
- Отмеченная зима: Собрание стихотворений. — Париж: Синтаксис, 1982.
- Три стихотворения. (Гравюры Николая Дронникова). — Париж, 1991. — 35 с. 265 экз.
- Здесь. Избранные стихотворения. 1954—1988. — М.: Современник, 1991.
- Теперь всегда снега: Стихи разных лет. 1955—1989. — М.: Советский писатель, 1992. — 320 с.
- Свечи во мгле и несколько песенок. — М.: Раритет-537, 1992. — 160 с.
- Тетрадь Вероники: Первое полугодие дочери. — М.: Гилея, 1997.
- Слово-ворона: Стихи разных лет. (Рисунки Н. Дронникова). — Париж: Дронниковъ-Коноваловъ, 1998. — 56 с. 70 экз.
- Памяти музыки (К 200-летию со дня рождения Франца Шуберта). — Шубашкар: Руссика-Лик Чувашии, 1998. — 52 с. 250 экз. ISBN 5-87315002-6
- Поклон — пению: Сто вариаций на темы народных песен Поволжья. — М.: ОГИ, 2001. — 56 с.
- Продолжение отъезда: Стихотворения и поэмы. 1966—1998. — М.: ОГИ, 2001.
- Мир Сильвии. — М.: Издательство «А и Б». 2001.
- Разговор на расстоянии: Статьи, эссе, беседы, стихи. — СПб.: Лимбус Пресс, 2001. —- 304 с. 3000 экз. ISBN 5-8370-0149-2
- Поля-двойники. — М.: ОГИ, 2006. —- 232 с. 2000 экз. ISBN 5-94282-335-9
- Стихотворения. Комментированное издание. Сборник / Сост. Г.М. Натапова. — М.: Радуга, 2008. — 424 с. 2000 экз. ISBN 978-5-05-006801-9
- Собрание сочинений. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2009.
- Собрание сочинений. В 7 тт. — М.: Гилея, 2009. — 1200 с. (Том 1. Начала полян, Том 2. Зимние кутежи, Том 3. Провинция живых, Том 4. Тетрадь Вероники, Том 5. Поле-Россия, Том 6. Листки — в ветер праздника, Том 7. Продолжение отъезда)