Поделиться:

О знаменитости

Сергей Головин: биография


Во время этих гастролей Головин встречался с первыми руководителями области: председателем облисполкома М. Советниковым, секретарем обкома партии К. Рындиным. Они как областное руководство обратились к Головину с предложением возглавить творческую работу челябинского театра, на что он ответил согласием и в течение 2 сезонов (1936-38)был главным режиссёром Челябинский театр драмы им. Цвиллинга . Челябинский театр, получивший статус областного, переживал тогда сложный период становления, многие спектакли шли при полупустом зрительном зале. Профессиональная помощь оказалась необходима.

Головин принес с cобой на челябинскую сцену реалистические традиции Малого театра. Работу художественным руководителем Челябинского драматического театра он начал с постановки пьесы Н. Гоголя «Ревизор», на сцене Малого театра он сам в течение 18 лет играл в этом спектакле роль городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского. Выбор именно этой пьесы для первой постановки Головин объяснял так в газете «Челябинский рабочий» от 30 сентября 1936 г.: «Большого художественного таланта, жизненной правдивости, высокого мастерства требует от актера бессмертная гоголевская комедия, давая ему, вместе с тем, безграничный материал для творческой работы. Вот почему постановка „Ревизора“ на сцене служит как бы пробным камнем для всякого театрального коллектива». Премьера прошла 1 октября 1936 г. Роль Городничего исполнялся сам Сергей Головин.

Значение этой постановки не только для театра, но и культурной жизни всего города переоценить невозможно. Этот спектакль поставил Челябинский театр драмы в ряд профессиональных театров страны, поднял планку культурного потенциала города.

Головин обратился и в своих последующих спектаклях к классике, поставив «Стакан воды» Э. Скриба, «Каменный гость» и «Скупой рыцарь» А. Пушкина, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Бешеные деньги» (в 1937 году) и «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского в 1938 году.

С. Головин пригласил из других городов в Челябинский театр талантливых артистов, многие из которых так и остались там, продолжив работу в Челябинском театре: И. Е. Рагозин, А. С. Лескова, В. А. Виннов, С. С. Прусская, П. И. Кулешов и другие. Он оставил Челябинский театр, когда там сложился уверенный творческий коллектив.

Конец

С. А. Головин продолжил работу в Москве в Малом театре, вернувшись в своим ролям. Однако работа эта оказалась недолгой. В 1939 году он успел сыграть в спектакле по пьесе А.Корнейчука «Богдан Хмельницкий», где С.Головин создал образ крестьянского вождя Максима Кривоноса, неукротимого, прямолинейного, беззаветно преданного своему делу. О Кривоносе — Головине критик писал, что артист нашел и воссоздал неповторимые национальные черты образа, дал почувствовать, что это «действительно украинец, действительно казак, сечевик» (В.Лесков «Богдан Хмельницкий» на трех сценах. — «Театр», 1939, № 7, с. 121).

Сергей Аркадиевич Головин скончался в самом начале войны 9 октября 1941 г. в Щелкове Московской области.

Роли в Малом театре

  • 1905 — «Буря» Шекспира. Режиссер А. П. Ленский — Себастьян
  • 1908 — «Отелло» У.Шекспира. Режиссер Н. А. Попов — Яго
  • 1908 — «Холопы» П. П. Гнедича. Режиссёр: Н. А. Попов — Веточкин (в очередность с Н. М. Падариным)
  • 1910 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.Бомарше. Режиссёр И. С. Платон — Базиль
  • 19 февраля 1911 — Праздничный спектакль-концерт по случаю 50-летия Крестьянской Реформы 1861 года. «Разговор на большой дороге» И. С. Тургенева, роли читали В. Ф. Лебедев, А. В. Васенин, Н. К. Яковлев, С. А. Головин
  • 1912 — «Профессор Сторицын» Л.Андреева. Режиссер Е. А. Лепковский — Саввич
  • 1913 — «Насильники» А.Толстого. Режиссер С. В. Айдаров — помещик
  • 1914 — «Макбет» У.Шекспира. Режиссер И.Платон — король Дункан
  • 1915 — «Горе от ума» А.Грибоедова. Режиссер Е. А. Лепковский — Скалозуб
  • 1915 — «На бойком месте» А. Н. Островского. Режиссер С. В. Айдаров— Бессудный
  • 1916 — «Благодать» Л. Н. Урванцева. Режиссер Н. К. Яковлев — семинарист
  • «Свои люди — сочтёмся» А. Н. Островского. Режиссер И.Платон — Большов
  • 1917 — «Шутники» А. Н. Островского. Режиссер Н. К. Яковлев — Хрюков
  • 1917 — «Бешеные деньги» А. Н. Островского. Режиссер Е. А. Лепковский — Васильков
  • 1919 — «Старик» Горького. Режиссер И.Платон — Старик
  • 1919 — « Ревизор» Н. Гоголя. Режиссер И.Платон — Городничий;
  • 1921 — «Горе от ума» А.Грибоедова. Режиссер А. А. Санин — Фамусов
  • «Варвары» М.Горького — Редозубов
  • 1922 — «Волчьи души» Дж. Лондона — продажный журналист
  • 1925 — «Аракчеевщина» И.Платона. Режиссер он же — пьяный монах
  • 1926 — «Любовь Яровая» К.Тренёва. Режиссеры И.Платон и Л. М. Прозоровский — Малинин
  • 1929 — «Растеряева улица» по Г.Успенскому. Автор инсценировки и режиссер М. С. Нароков — купец Трофимов
  • 1930 — «Горе от ума» А.Грибоедова. Режиссер Н. О. Волконский — Фамусов
  • 1935 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского. Режиссер П. М. Садовский — Мамаев
  • 1939 — «Богдан Хмельницкий» А.Корнейчука. Режиссер Л. А. Волков — Кривонос

Роли в кино

  • 1916 — «Барышня-крестьянка» — отец Алексея
  • 1916 — «Омут» — помещик
  • 1918 — «Бегуны»
  • 1919 — «Поликушка» — Дутлов
  • 1920 — «Анджело»
  • 1921 — «Все в наших руках» — Демьян Кологривов

Критика и отзывы

«Созданные им образы отличались точной социальной характеристикой, широтой обобщения, типичностью, ясностью и выразительностью внешнего рисунка», — пишет о нем «Театральная энциклопедия» .

Ю. А. Дмитриев в книге «Академический Малый театр. 1917—1944»: «С. А. Головин был острохарактерный актер, стремившийся прежде всего найти внешний облик, манеру поведения своих персонажей. Старик С.Головина в одноименной пьесе М.Горького (1919) был человеком от природы обиженным и трусливым. Той злобной силы, которой драматург наделил этот персонаж, артист не показывал. Его Старик был то наглым и злобным, то испуганным и смятенным, с безумными от ужаса глазами, отвратительным в своем ничтожестве».

Фамусов в исполнении С.Головина был отвратительным и злым стариком. «Это прежде всего потаскун, лицемер, ханжа, тиран, черный реакционер. Это вместе с тем льстец и подхалим…. У Головина есть барин-самодур. Но барски стильное, почти эстетное испарилось, а самодурское, азиатное передано с рельефом, иногда даже перехлестывающим реализм и впадающим в карикатуру. Прибавьте к этому большое разнообразие интонаций и скульптурность жеста, и вы поймете, что Головин одержал хорошую победу».

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Ракова Нина Леонидовна Ракова Нина Леонидовна

актриса театра и кино

Джонни Депп Джонни Депп

американский актер

Брук  Шилдс Брук Шилдс

американская актриса

Холли Бэрри Холли Бэрри

американская киноактриса

Хилари Дафф Хилари Дафф

американская актриса, певица и писательница

Кирстен Данст Кирстен Данст

американская актриса

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора