Биография
Отец — Георг Юлий Шульц (нем. Georg Julius Schultz, 1808, Ревель — 1875, Вена), врач-прозектор, писатель, собиратель эстонского и финского фольклора, переводчик Горя от ума (1853), известный под псевдонимом Dr.Bertram; мать — Теодора Шульц, преподавательница музыки, родом с севера Германии.
С восьми лет училась игре на фортепиано у Адольфа Гензельта, который с 1838 года жил в Петербурге и преподавал в женских институтах, мать Эллы была его ученицей и ассистенткой. Зимой 1861—1862 годов дала свой первый концерт, имела большой успех. В 1862 поступила в только что открытую Петербургскую консерваторию, где занималась у Антона Рубинштейна и Александра Дрейшока по классу фортепиано, затем у Н. И. Зарембы и А. С. Фаминцына как композитор. Окончив обучение (1869), она начала сольную карьеру, уже под псевдонимом Адаевская (этот псевдоним был взят ей из буквенных обозначений ударов литавр в увертюре к опере Глинки «Руслан и Людмила»: A, D, A — ля, ре, ля), выступала с концертами в России и за границей (в том числе в Вене и Париже, где подружилась с Шарлем Гуно). В 1870-х Адаевская сочинила несколько хоров для придворной капеллы, затем написала две оперы — «Непригожая» (1873) и «Заря свободы» (1877). Вторая опера была посвящена царю Александру II, но была запрещена цензурой к постановке из-за сцены крестьянского восстания. Адаевская занималась также изучением музыки древней Греции и славянского народного музыкального фольклора, под их влиянием в 1881 написала «Греческую сонату» для кларнета и фортепиано, в которой использовала четвертитоновые интервалы.
В 1882—1911 с сестрой-художницей Паулиной Гайгер и тремя её детьми Адаевская жила в Венеции, выступала в частных салонах, писала статьи на музыкальные темы. В 1911 переехала в Германию, в Нойвид. Здесь, в замке Зегенхаус под Нойвидом, Адаевская вместе с её подругой, баронессой Франциской фон Лоэ, её дочерью Маргаритой и королевой Румынии Елизаветой (собственно Елизаветой фон Вид), писавшей стихи под псевдонимом Кармен Сильва, составляли музыкально-литературный кружок. Мировую войну провела в замке Зегенхаус. Адаевская занималась музыкальным фольклором — русским, славянским, греческим, итальянским, татарским, эстонским, кельтским, публиковалась в музыковедческих изданиях разных стран.
Основные сочинения
Оперы
- Дочь боярина, романтическая опера в одном действии (1873)
- Заря свободы (1877, запрещена цензурой)
- Соломонида Сабурова, комическая опера (не издавалась и не исполнялась)
Вокальные произведения
- Ёлка, кантата (ок. 1870)
- 24 прелюдии для голоса и фортепиано на стихи Бенно Гайгера (1903—1907)
Камерная музыка
- Свадебный хор, увертюра (ок. 1870)
- Греческая соната для кларнета (или скрипки) и фортепиано (1881)
- Венецианская серенада для мандолины, двух гитар, виолончели и контрабаса
- Сарабанда для фортепиано соло
Избранные публикации
- Шульц-Адаевски Э. Напевы и тексты, записанные у терских славян.. — СПб.: тип. Акад. наук, 1904. — 16 с. — (Отт. из: Бодуэн-де-Куртенэ И. А. Материалы для южнославянской диалектологии и этнографии. – СПб., 1904. – Т. 2. – С. 197–210).
- Непригожая : Опера в 1-м д. / Муз. Э. Адаевской; слова Р. И. Минцлова и Савар; Пер.: Калашников.. — СПб.: тип. Скарятина, 1873. — 82 с.
- Lettere sulla musica a Venezia // Gazzetta Musicale di Milano. — 1888.
- La berceuse populaire. — Torino etc., 1894.