Поделиться:

О знаменитости

Сергей Александрович Белимов: биография


Сергей Александрович Белимов биография, фото, истории - русский композитор, педагог, изобретатель нового музыкального инструмента кордепиано
День рождения 27 мая 1950

русский композитор, педагог, изобретатель нового музыкального инструмента кордепиано

Биография

Сергей Белимов родился в Ленинграде в 1950 году.

Учился в Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории (1969—1975, проф. О. А. Евлахов и В. П. Чистяков), здесь же прошёл ассистентуру у проф. Б. А. Арапова (1979—1981); позже, в 1995-м, изучал историю искусства в Сорбонне (Париж).

В 1977-м стал членом Союза композиторов, с 1989 года до отъезда за границу был секретарем правления Санкт-Петербургского Союза композиторов.

Преподавал композицию в Хоровом училище при Ленинградской академической капелле (1972—1981) и в Музыкальном училище Санкт-Петербургской консерватории (1981—1992).

Жил во Франции с 1993 года. Преподавал композицию в консерваториях Баньоле и Сент-Уэн.

Творчество

Основная линия творчества Белимова — поиски синтеза западного и восточного мышления в музыке. Вектор этих поисков: от структуры формы — к структуре звука, от содержания целого опуса — к внутренней содержательности одного отдельно живущего звука.

Другое направление композиторских опытов — техника так называемого суперлада, внутренне присущего лишь определённому конкретному произведению. Сочинения, написанные (или, по словам композитора, «выращенные») в этой технике, — Третья симфония (1990), «Песня утреннего пробуждения» (1990), «Сад расходящихся тропок» (1991). Развивающая эту же технику микротоновая композиция «За зеркалом тишины» (1992) впервые была исполнена на международном фестивале микротоновой музыки «In tune II» в Англии в марте 1993 года.

Однако при любых изменениях техники важнейшей константой композиторского облика Сергея Белимова остается его позиция культурного универсализма. Погружаясь ли в музыку неевропейских культур, обращаясь ли к европейской древности, исследуя ли возможности электронной работы со звуком или находя неожиданные звучания в хорошо известных инструментах, — композитор стремится прикоснуться к фундаментальным истокам человеческой музыкальности и, шире, человеческого переживания звука. Музыка, основанная на таком стремлении, с неизбежностью оказывается для слушателя неопровержимым свидетелем — свидетелем культурного и духовного единства мира.

Кордепиано

Кордепиано — музыкальный инструмент, изобретенный Сергеем Белимовым в 1996 году и запатентованный во Франции и в России.

В основе его звучания — взаимодействие специальных резонаторов со струнами. В самом общем виде это могут быть струны любых существующих инструментов — арфы, виолончели, или, например, арабского ребаба или китайского эрху.

Современное фортепиано (рояль с его горизонтальным расположением струн, но не пианино) является наиболее перспективной изначальной моделью, поскольку, для организации движения резонаторов вдоль струн может быть использован существующий механизм клавишно-струнного взаимодействия. Звук, который воспроизводится, является суммой двух одновременных звучаний: струны, с одной стороны, и резонатора, с другой. Тембровые и агогические характеристики звука зависят от скорости перемещения, направления, силы прижатия, наличия или отсутствия дополнительной вибрации элемента воздействия с его фрикционной и резонирующей частями и струны музыкального инструмента. Техника кордепиано позволяет «длить» звук, сознательно управлять всеми возможными его характеристиками: атакой, затуханием, внутренней динамикой и характером вибрации, изменять тембровые характеристики получаемых звуков, использовать микроинтервалику, играть многозвучиями.

Несмотря на то, что современные компьютерные технологии могут быть использованы для осуществления электронно-сенсорного контактного или безконтактного типов связи между клавишей и элементом воздействия на струну, кордепиано не является электронным музыкальным инструментом. Это первый в мире акустический музыкальный инструмент, позволяющий композитору работать со звуком на уровне его микроструктур.

Исторически предшественником кордепиано можно считать «подготовленное фортепиано» Джона Кейджа, в котором «фортепианное звучание совмещается с перкуссионным». Звук «подготовленного фортепиано» остаётся, таким образом, дискретным, а новорождённый тембр остаётся неизменным в процессе исполнения сочинения, в то время как техника кордепиано наделяет звук континуальными возможностями и позволяет «на ходу» его трансформировать.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Владимир Стуков Владимир Стуков

композитор и вокалист группы HELLO

Джери Холливелл Джери Холливелл

британская певица

Саманта Фокс Саманта Фокс

английская певица и фотомодель

Вячеслав Згура Вячеслав Згура

российский певец

Булат Окуджава Булат Окуджава

советский поэт, композитор, сценарист и прозаик

Эдвард Григ Эдвард Григ

норвежский композитор

Франц Шуберт Франц Шуберт

австрийский композитор

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора