Имя Бартелеми д’Эйка давно известно по историческим документам. Он был придворным художником короля Рене Доброго, имел высокую репутацию как выдающийся мастер, — об этом свидетельствуют отзывы современников. Однако конкретной информации о нём немного.
Исследователи считают, что Бартелеми имеет нидерландское происхождение, а обучение прошёл в мастерской Яна Ван Эйка, где, вероятно, контактировал с Робером Кампеном. Эта версия не имеет документального подтверждения, однако очень популярна среди учёных, поскольку в произведениях Бартелеми видна нидерландская выучка. Его мать была родом из Маастрихта в Лимбурге, во втором браке она стала женой некоего Пьера дю Биллана, также уроженца «немецкой стороны», который был художником, вышивальщиком, и лакеем короля Рене с 1441 по 1470 год. В отличие от Бартелеми, который жил в непосредственной близости от короля, его отчим имел собственную мастерскую, и кроме того, ему доверяли политические поручения в Провансе. В 1444 году имя Бартелеми впервые упоминается в документе, который сообщает, что «художник Бартоломеус де Айк» проживает в Эксе. В 1447 году Бартелеми поступает на службу к королю Рене, причем, его мастерская располагается в соседнем с королевскими покоями помещении, что свидетельствует о высокой степени уважения и доверия.
Миниатюра
Исследователи отмечали, что миниатюры, которые приписываются кисти Мастера короля Рене, на удивление однородны по своим высоким качествам, а стиль их сугубо индивидуален. Два манускрипта, проиллюстрированные им, были в собрании короля Рене, третий в собрании Марии Люксембургской. Четвёртая книга, в которой исследователи разглядели руку этого мастера — это знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского», к поздним миниатюрам которого, якобы, Бартелеми приложил свою кисть.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Великолепный часослов герцога Беррийского — самый известный шедевр книжной миниатюры, созданный братьями Полем, Эрманом и Жаном Лимбург по заказу герцога Жана де Берри, брата французского короля Карла V в начале XV века. Однако среди его поздних миниатюр специалисты обнаружили стилистические отличия, позволяющие предполагать присутствие других авторов. Среди них называют Жана де Коломба и Бартелеми д’Эйка. Этим мастерам приписывают, как правило, миниатюры с изображениями, символизирующими последние месяцы года — октябрь, ноябрь и декабрь.
«Книга турниров». Король Рене.
Этот манускрипт был составлен и проиллюстрирован около 1460 года. Предполагается, что книгу заказал Луи Люксембургский для своей дочери Марии, в библиотеке которой она первоначально хранилась. Текст был написан королем Рене, он представляет собой описание различных вооружений, армейской амуниции, правил проведения турниров, разных ритуалов и церемоний, связанных с этим, вплоть до описания этикета послетурнирного банкета. Известно, что в 1440х годах, после нескольких политических неудач, Рене Анжуйский вёл достаточно экстравагантный образ жизни, бездельничая и развлекаясь рыцарскими турнирами. Вполне вероятно, что он написал свой труд именно в этот период. На 109 страницах книги содержится 26 сдвоенных, или одинарных, во весь лист, иллюстраций. В миниатюрах использованы неяркие тона. Легкость рисунка свидетельствует о руке опытного мастера. Манускрипт сегодня хранится в Национальной библиотеке, Париж.