Точная дата рождения Людвига ван Бетховена неизвестна. Но, как бы там ни было, а в декабре месяце 1770 года на свет появился мальчик, которому суждено было стать величайшим музыкантом – и не только своего времени. В ту эпоху в Германии было не принято фиксировать точную дату рождения детей так называемого «третьего сословия», но так как Людвиг был крещён 17 декабря в церкви Святого Ремигия, именно этот день считают днём его рождения.
Отец Бетховена служил придворным музыкантом и для своих детей не видел другого поприща, кроме музыки. Обнаружив в мальчике тонкий слух и способности, отец заставлял его сидеть за клавесином часами и разыгрывать пьесы. Восемь часов кряду маленький ребенок был вынужден заниматься игрой, угождая отцу, а порой продолжать уроки и ночью. Возможно, именно настойчивость отца заложила тот базис, который впоследствии развился в величайший музыкальный талант.
Свой первый концерт Бетховен дал в Кельне в возрасте восьми лет. Талантливый мальчик был замечен, и его концерты прошли ещё в нескольких городах. Однако у успеха Людвига была и обратная сторона – отец, увидев, что больше ничего не может дать превзошедшему его в мастерстве сыну, прекратил с ним заниматься. В те времена считалось, что в обучении любые точные науки являются вторичными, а на первое место ставилась латынь. Так что в начальной школе Людвиг почерпнул весьма мало знаний, а продолжать образование он не мог из-за материальных трудностей семьи. Единственное, что оставалось мальчику, – читать книги и пытаться перенять знания у своих товарищей. Бетховен самостоятельно освоил французский и итальянский языки, упорным трудом научился легко читать даже речи Цицерона.
На одиннадцатом году жизни Бетховена им заинтересовался Нефе. Учитель сразу увидел гениальность и недостаточную сдержанность в музыке своего ученика. Нефе решил воздействовать на Людвига с помощью творчества композиторов и старательно занимался с ним по сборнику фуг и прелюдий Баха. Подобный подход дал свои плоды – первое известное нам произведение Бетховена он написал в 1782 году. Это были вариации для фортепиано на марш Э. Дресслера. А вот последующие произведения – сонаты для клавесина – Бетховен написал уже безо всяких подражаний в тринадцать лет.
Отец Людвига не очень-то утруждал себя зарабатыванием денег, и когда тяжело заболела мать Бетховена, Людвиг был вынужден пойти работать органистом в придворную капеллу. Лишь в 1787 году Бетховен смог осуществить свою мечту – встретиться с Моцартом. Моцарт, слушая игру Бетховена, поразился богатству музыкальной фантазии и смелости импровизаций юного музыканта и предрек ему великое будущее. Развиться дружбе двух композиторов помешала смерть матери Бетховена – юноша уехал домой, чтобы обеспечивать двоих младших братьев. Вынужденная работа в оперном театре, где Бетховен играл в составе оркестра на альте, давала слишком мало денег, и Людвиг подрабатывал частными уроками и концертами.
Встреча с композитором Гайдном в Бонне вызвала у Бетховена горячее желание уехать в Вену, чтобы учиться. Это было правильное решение – уже в 1795 году в Вене состоялся первый концерт молодого композитора. Сразу после этого Бетховен отправляется с концертами в Прагу, Лейпциг, Нюрнберг и Берлин. Прага полюбилась композитору тем, что пражане с восторгом принимали его музыку, и он часто гастролировал в этом замечательном городе. Но в основном Бетховен давал концерты в салонах знати – это приносило наибольший доход.
Учёба у Гайдна не принесла особо весомых плодов – ученик и учитель не сошлись характерами. А вот с Антонио Сальери у Бетховена наладились отношения, и под руководством Сальери он длительное время изучал искусство написания оперных партий. Кроме того, Бетховену довелось учиться у знаменитых музыкантов-педагогов австрийской столицы, которые помогли ему мастерски овладеть контрапунктом (Альбрехтсбрегер) и квартетной композицией (А. Ферстер). Невероятная трудоспособность Бетховена в соединении с высочайшей музыкальной культурой его учителей отточила талант и позволила впоследствии полностью раскрыться всему многообразию его творчества. Лишь полностью сложившись как композитор, Бетховен отважился опубликовать свои фортепианные сонаты. Было это в 1796 году.