Арсенио Родригес: биография
Современники об Арсенио
По воспоминаниям современников, Арсенио Родригес, несмотря на свою слепоту, был очень энергичным и упорным в достижении своих целей человеком, чрезвычайно требовательным как к себе, так и к своим музыкантам. Бывший директор гаванского «Марианао клуб сосиаль» (Marianao Club Social), где часто выступал ансамбль Родригеса, Хуан Крус (Juan Cruz) вспоминал, что Арсенио проявлял необыкновенное внимание к любым мелочам, даже не связанным напрямую с музыкой. Например, со слов Хуана Круса, конхунто Арсенио был одной из двух наиболее хорошо одетых групп Кубы — «как „Оркеста Сенсасьон“ (Orquesta Sensaci?n). Эти группы были превосходно одеты». Крус отзывался о Родригесе как о чрезвычайно дисциплинированном человеке, требовавшем такой же неукоснительной дисциплины и от своих музыкантов — в противном случае их ждало суровое наказание. Рубен Гонсалес в документальном фильме Вима Вендерса «Клуб Буэна Виста» говорил об этом ещё проще:
Несмотря на строгость Арсенио, музыканты относились к нему с необыкновенной любовью и теплотой. Так, Гонсалес вспоминал, что созданием своего уникального стиля игры он во многом обязан Арсенио:
Наследие Арсенио Родригеса
Вклад Арсенио Родригеса в развитие не только кубинской, но и латиноамериканской музыки, огромен. Несомненно, использование африканских ритмов в латиноамериканской музыке встречалось и до него, однако оно редко выходило за рамки «этнографических» изысков. Именно Родригес вывел африканскую составляющую латиноамериканской музыки на новый уровень, широко используя афро-кубинские ритмы и применяя африканские музыкальные инструменты наравне с европейским. Фактически, Арсенио Родригес заложил основы не только мамбо и сальсы, но и определил характер развития латиноамериканской музыки на многие десятилетия вперёд.
В США вышел телевизионный документальный фильм «Эпоха» (La Epoca), значительная часть которого посвящена Арсенио Родригесу — интервью с людьми, знавшими его лично: Альфонсо «Эль Панамеменьо» Джозефа, Йомо Торо (Yomo Toro) и другими. Ожидается, что осенью 2008 года этот фильм будет показан по Национальному телевидению США.
Дискография
Прижизненные издания
- «Dame un cachito pa huele / Cangrejo fue a…» (RCA, 1946);
- «Semilla de ca?a brava» (RCA, 1946);
- «Lo dicen todos / La vida es un sue?o» (RCA, 1947);
- «Serenede» (SMC, 1947);
- «El Cerro tiene la llave / No vuelvo a Mor?n» (RCA, 1948);
- «Esa china tiene coimbre / A Bel?n le toca ahora» (RCA, 1948);
- «Rumba, palo, cucuy? / Tintoere ya lleg?» (SMC, 1948);
- «Yo no enga?o a las nenas / Tocoloro» (SMC, 1948);
- «Palo tiene curey / ?l» (RCA, 1949);
- «Anabacoa» (RCA, 1950);
- «Caminante y labori / Mira que soy chambel?n» (RCA, 1951);
- «Pa que gocen / Jag?ey» (Tico, 1952);
- «Mambo en la cueva» (RCA, 1956);
- «Buenavista en guaguanc? / Carraguao alante» (Puchito, 1957);
- «Sabroso and caliente», 1957;
- «Palo Congo» (Blue Note, 1957) — совместно с Сабу Мартинесом (Sab? Mart?nez);
- «Tribil?n cantore» (Blue Note, 1958);
- «Cumbanchando con Arsenio (Fiesta en Harlem)» (SMC, 1962);
- «Son pachanga» (SMC, 1962);
- «Primitivo» (Roost, 1963);
- «Quindembo / AfroMagic», (1963);
- «La pachanga» (Tico, 1963);
- «Arsenio dice» (Tico, 1968).
Некоторые посмертные издания
- «Dundunbanza. Arsenio Rodr?guez y su Conjunto 1948—1951» (Tumbao);
- «Como se goza en el barrio Arsenio Rodr?guez y su Conjunto 1953» (Tumbao);
- «Montuneando con Arsenio Rodr?guez y su Conjunto» (Tumbao);
- «Chano Pozo & Arsenio Rodr?guez. Legendary sessions with Machito and his Orchestra 1947—1953» (Tumbao, 1992);
- «Sabroso y caliente» (Antilla);
- «Los barrios de La Habana» (Orfeon, 2003);
- «Arsenio Rodr?guez y su conjunto. Vol. 1» (Ansonia);
- «Arsenio Rodr?guez y su conjunto. Vol. 2» (Ansonia);
- «Quindembo/AfroMagic» (Epic).
Посвящения Родригесу
- Orquesta Harlow: «Tribute to Arsenio Rodr?guez» (Fania, 1971);
- Marc Ribot y los Cubanos Postizos: «The Prosthetic Cubans» (Atlantic, 1998);
- Marc Ribot y los Cubanos Postizos: «?Muy divertido! (Very Entertaining!)» (Atlantic, 2000);
- Tico All-Stars: «Recordando a Arsenio» (Tico);
- Son de la Loma: «Blindman’s Gift (Regalo del Ciego)» (Montuno Records, 1982).
Видео
Комментарии
Комментарии
Пианистка
композитор и вокалист группы HELLO
британская певица
английская певица и фотомодель
российский певец
советский поэт, композитор, сценарист и прозаик
норвежский композитор
австрийский композитор