Корни этого творчества уходят в российскую и украинскую культуры, которые нельзя разделить государственными границами. Родившись на исконно древне русских землях Великого Новгорода и почти всю жизнь прожив на Украине на Харьковщине, он с детства впитал в себя любовь к родной природе, к зеленым лугам и березовым рощам, извилистым берегам Ильмень-озера и Северского Донца.
«Счастье — это когда тебя понимают, когда твоя работа созвучна времени…» (А. Л. Наседкин)
Биография
Детство
Анатолий Леонидович Наседкин родился в Новгороде Великом в 1924 году. У родителей будущего художника - Леонида Ефимовича и Нины Петровны Наседкиных – было четверо детей: старший сын - Валентин, близнецы Лена (умерла в 3 года) и Оля, младший - Анатолий.
Большое влияние на формирование личности будущего художника оказал его дед Петр Васильевич Косцов. Несмотря на то, что происходил он из рода купцов и не имел высшего образования, Петр Васильевич был известен на весь город как искусный механик и слесарь, был достаточно образован, знал четыре иностранных языка, имел богатую домашнюю библиотеку. Несмотря на суровый характер, детям и внукам он стремился привить чувство любви к литературе, к знаниям. Здесь, в библиотеке деда, маленький Толя Наседкин впервые пристрастился к карандашу и бумаге, перерисовывая картинки из книг.
С самых ранних лет, по словам Анатолия Леонидовича, он полюбил все, что имело отношение к старинному Новгороду, где он прожил до 6-летнего возраста, до переезда в Харьков. «...Мое открытие мира состоялось на Волге. Хотя дальнейшая биография связана с Харьковом, куда перебралась семья в начале тридцатых годов», - скажет впоследствии А.Л. Наседкин
Юношество
В начале тридцатых годов в стране обостряется экономический кризис. В поисках работы в 1934 году Леонид Ефимович Наседкин уехал в Харьков, куда вскоре вызвал и свою семью. Поселились они на Холодной горе.
Анатолий Наседкин учился в мужской гимназии, больше всего его привлекали гуманитарные науки - история и литература. Юношеская влюбленность в творчество М. Горького, поэзию Т.Г. Шевченко, произведения Г. Сковороды и И. Франко в зрелом возрасте проявится в целом цикле картин, гравюр и литографий, посвященных этим великим литераторам и их произведениям («Проводы Горького в Нижнем Новгороде», 1955г., «М. Горький на могиле Т.Г. Шевченко», 1961г., «М. Горький и В. Стасов в мастерской И. Репина», 1956г., «И. Франко укрывает преследуемых крестьян», 1956г. и др.). Но больше всего он любил рисовать. Он рисовал каждую свободную минуту, даже сбегал с уроков куда-нибудь в лес или на речку, чтобы порисовать с натуры.
Была еще одна страсть - Харьковский художественный музей. Анатолий Наседкин мог хоть целый день бродить по залам художественного музея, часами стоять перед полотнами Брюллова и Айвазовского, Шишкина и Ге, Коровина и Сурикова и других выдающихся художников. В начале 30-х годов коллекция музея пополнилась картинами И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Казак в степи». Эти полотна стали одними из самых любимых будущего художника. Он всегда будет считать себя последователем русской классической живописи Репина и Стасова.
В 12 лет Анатолий Наседкин поступил в студию изобразительного искусства в только открывшемся Дворце пионеров. Сюда два раза в неделю пешком через весь город с Холодной горы ходил Анатолий Наседкин. Изостудия Дворца пионеров стала для А.Л. Наседкина первой профессиональной школой рисования. Здесь устраивали выставки ко всем знаменательным событиям и юбилейным датам. Большая выставка была посвящена героям-папанинцам, первым советским людям, покорившим северный полюс. Во Дворец пионеров приехали легендарные «полярники» Папанин и Кренкель. Под впечатлением этой встречи Анатолий Наседкин сделал рисунок «Папанинцы», который был напечатан в сборнике «Щаслива юність» в 1938 году, а после - участвовал и в выставке в Москве на ВДНХ, где Толя был награжден грамотой ВДНХ СССР. Это было первое признание художественного творчества, пусть еще и детского, А.Л. Наседкина. «Благодаря Дворцу пионеров я познакомился с искусством и полюбил его на всю жизнь,» - скажет потом художник.