Анатолий Наседкин: биография
Прошло немало лет, прежде чем Наседкин решился написать полотно, посвященное военной теме - картину «За Волгой земли нет» (1975г.). «В картине, - рассказывал Анатолий Леонидович, - я изобразил солдата - сталинградца. Долго искал натуру, чтобы в одном человеке отразить героические черты всего народа, победившего в смертельной схватке. Писал много проб, этюдов, и то, что, в конце концов, перенес на холст, - это обобщенный образ воина, каким я сам видел его на войне». В этом образе, так же, как и в образе красноармейца в «Продотряде», художник использовал какие-то едва уловимые свои черты.
В 1975 году художник решил рассказать на холсте о себе. «Автопортрет», написанный в этом году, - это образ человека - творца, изображенного в минуту глубоких раздумий. Художник выбрал самую простую сидячую позу, скромную, негромкую, нейтральную серо-голубую с черным оттенком колоритную гамму, которая бы гармонировала с его психологическим состоянием.
Вообще жанр портрета привлекал художника не меньше, чем станковая живопись. В семейном архиве - множество портретов крестьян, рабочих, студентов, друзей художника. Особое место среди них занимают портреты членов семьи А.Л. Наседкина, так как они составляют своеобразную родословную: портреты матери, сестры и племянницы, жены и дочери, зятя и внучек - все это будет передаваться из поколения в поколение, рассказывая потомкам об их предках...
В 1976 году в Харькове, а затем и в Киеве с большим успехом прошла персональная выставка Анатолия Леонидовича Наседкина. Она стала своеобразным итогом двадцатипятилетней деятельности творца. Искусствоведы назвали А. Л. Наседкина одним из лучших представителей харьковской художественной школы. Выставка произведений А.Л. Наседкина имела ретроспективный характер. Она знакомила с многогранным творчеством художника, начиная с первых самостоятельных работ после окончания Харьковского художественного института. На ней были представлены как законченные, известные общественности работы, так и этюды, эскизы к картинам, рисунки, автолитографии, иллюстрации.
С начала 70-х годов и до конца жизни А.Л. Наседкин увлекался натюрмортами и пейзажами. Ему интересно было передать свежесть и красоту только что собранного букета полевых цветов, или сиюминутное состояние природы, или динамику движения, цвета и композиции, которая характеризует дух времени. По нескольким пейзажам можно «прочитать» историю улиц Культуры и Ленина, где жил художник: «Дорога на Шатиловку» (1958 г.), «Строительство бассейна «Пионер»» (1970 г.), «Первый снег» (1971 г.), «Вид на улицу Ленина» (1981 г.), «Вид на улицу Коломенскую» (1982 г.).
В начале 90-х годов он вновь возвращается к Шевченковской теме. Начинает несколько крупномасштабных полотен, посвященных Великому Кобзарю, делает зарисовки, этюды, наброски. Из Англии, Франции и Японии, где в конце 80-начале 90-х годов прошли выставки с участием его полотен, приходят приглашения на новые выставки. Отметив свой 70-летний юбилей, художник полон энергии и планов. Однако 26 июля 1994 года Анатолий Леонидович Наседкин умер.
Звания, премии, награды
- Народный художник Украины
- Заслуженный деятель искусств с 1968г.
- Лауреат государственной премии им. Т. Г. Шевченко
- Орден «Знак почёта», медали.
Произведения
- «Дубинушка» (1952)
- «Проводы М.Горького в Новгороде» (1955)
- «В колхоз» (1960)
- «Хлеб революции» (1965)
- «Продотряд. 20-е годы»(1967)
- «За Волгой земли нет» (1975)
- «Г.Квитка-Основьяненко на ярмарке в Харькове в 1820-х годах» (1987)
- «Харьковский государственный университет — Родине» (1979—1980)
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник