Александр Ляпин, «национальный герой гитары» — так однажды назвали его в материале петербургского журнала «РИО», и это прозвище закрепилось за музыкантом надолго, — популярности и общенародного признания добился как гитарист классического состава рок-группы «Аквариум», однако его индивидуальная музыкальная биография гораздо интереснее, она началась задолго до «Аквариума» и блестяще продолжается по сей день.
Биография
Александр Ляпин родился 1 июня 1956 в Ленинграде. Ещё будучи учеником математической школы, он начал заниматься музыкой. Его одноклассником был Андрей «Дюша» Романов, вместе они учились и в музыкальной школе, где Ляпин обучался по классу скрипки. Кроме этого, в 1969—1972 годах Ляпин и Романов вместе играли в школьной группе «Альтаир».
Окончив школу, Ляпин стал студентом музыкального училища им. М.Мусоргского и там, вместе с барабанщиком и коллекционером rock-музыки Дмитрием Михайловым и однокурсником басистом Юрием «Басявым» Ражевым, организовал трио «Эрмитаж», игравшее ритм-энд-блюз и хард-рок на танцах в посёлке Вартемяги под Ленинградом. Позже Дмитрий покинул группу и его в барабанном искусстве заменил другой однокурсник Александра по музучилищу — Юрий «Кистяра» Николаев.
Впервые Ляпин обратил на себя внимание публики, выступая на музыкальных лекциях известного питерского музыковеда Владимира Фейертага в составе «Ну, погоди!», одной из наиболее интересных питерских групп тех лет, исполнявшей арт-рок и джаз-фьюжн собственного сочинения в сложных и весьма изобретательных аранжировках 1974—1975. Там же и получил свой первый «опыт» работы в жёстком импровизационном стиле, что стало лейтмотивом всей дальнейшей творческой деятельности музыканта. «Free Bluez» — так шуточно именовал Александр музыкальное направление, которое исповедует по сей день.
В мае 1975 был призван в армию, но занятия музыкой продолжал и там — играл и занимался изучением аранжировки духовых музыкальных инструментов в профессиональном военном оркестре, а в увольнениях занимался ритмом с известным барабанщиком и теоретиком свинга Игорем Голубевым.
После демобилизации Ляпин на год с лишним присоединился к группе Голубева (позднее группа получила название «Джонатан Ливингстон»), а затем играл на сэйшенах со своей группой «Стая» (Александр Титов — бас, Евгений Губерман — барабаны, иногда Михаил Малин — флейта).
В конце 70-х жизнь заставила Ляпина пойти на профессиональную сцену, где он играл в нескольких ВИА, много гастролировал по самым отдаленным уголкам страны, но в январе 1982 вернулся в рок-н-ролл как гитарист «Аквариума» и быстро стал неотъемлемым элементом их звуковой палитры и сценического шоу. В репертуар группы вошло несколько его инструментальных пьес. Знаменитый блюз «Холодное пиво», версия песни Дюши Романова и будущего «митька» Владимира Шинкарёва, сынтерпретированная Александром по мотивам музыки Джими Хендрикса, надолго стала настоящей визитной карточкой гитариста.
1984—1990
Желание освободиться от ограниченности песенных форм побудило Ляпина в 1984 собрать собственный инструментальный проект «ТЕЛЕ-У» (название родилось из имени Тележной улицы, где когда-то жил Ляпин), который позже стал лауреатом II Фестиваля Ленинградского Рок-клуба.
В 1985—1986 Ляпин и Густов ещё несколько раз выступили под именем «ТЕЛЕ-У» с различными ритм-секциями, вторично стали лауреатами рок-клубовского Фестиваля весной 1985, и без особых результатов пытались записывать свою музыку, а весной 1986 незаметно развалились, исчерпав свой потенциал.
В то же время Ляпин периодически выступал с группой «Мотор-Блюз», неожиданно для Александра основанной для него будущим клавишником и аранжировщиком «ДДТ» Андреем Муратовым. В апреле того же года Ляпин с командой (Пётр Трощенков, Александр Титов, Николай Гусев, успешно заменивший переместившегося в «Зоопарк» и далее — в ДДТ Андрея Муратова) представили свою впечатляющую, но, к сожалению, единственную программу на блюзовом фестивале в Риге под именем «Блюз-Мотор»…