Поделиться:

О знаменитости

Катерино Альбертович Кавос: биография


Помимо былинных и сказочных сюжетов предметом его творчества становится и история России. Появляются его оперы: «Крестьяне», поставленная в 1814 г. и изображавшая русскую патриотическую готовность умереть за веру и царя; «Сокол князя Ярослава», «Откупщик Бражкин», «Юность Иоанна III», «Иван Сусанин» — эта последняя опера пользовалась заслуженным успехом и считается лучшей из опер Кавоса. Это — наиболее значительное произведение Катерино Кавоса. Значение этой оперы очень важно для русской музыкальной истории — она оказалась предтечей нового русского направления и среди прочего одноименной оперы М. И. Глинки.

Опера «Иван Сусанин»

Опера «Иван Сусанин» занимает главное место в творчестве Кавоса. Это была первая попытка создания историко-героической русской оперы и потому имеет особое значение. Это двухактная опера. Текст бал написан князем А. И. Шаховским. Сюжет обращен к реальным событиям в истории России 17 века, к подвигу крестьянина Ивана Осиповича Сусанина. Обращение к русской истории было неслучайным. Россия стала для Кавоса второй родиной. «Подвиг крестьянина Ивана Сусанина, который завёл вражеский отряд поляков в непроходимую чащу и погиб, часто эксплуатировался литературой. …победа над Наполеоном всколыхнула народное самосознание, пробудила интерес к собственной истории, победам и поражениям предыдущих войн. К образу героя-аристократа постепенно стал приближаться образ народного героя. Идеально на эту роль подходил Иван Сусанин, народный герой русско-польской войны XVII века», — пишет музыкальный критик Виктор Коршиков, объясняя причины, побудившие обратиться к теме. Опера была поставлена в Петербургском Большом Каменном театре 19 октября 1815 года.

Однако драматически образы в опере Кавоса были достаточно просты и схематичны, но по музыкальной части она делала огромный шаг вперед: впервые была дана развернутая полифоническая обработка для хора и оркестра русской народгой песни (ария «Не бушуйте, ветры буйные»).

«Конечно, — замечает автор далее, — столь наивная трактовка образов и героев, и врагов не могла удовлетворить проснувшееся в России чувство патриотического самосознания, она не достигала ожидаемого трагедийного пафоса. Поэтому можно сказать, что нового музыкального творения на ту же тему уже ждали».. Этим новым музыкальным творением стала опера с аналогичным названием молодого композитора Михаила Глинки. Кавос не только согласился принять к постановке новую оперу, которая явно конкурировала с его собственной, но и стал ее первым дирижером; эта постановка прошла 09 декабря 1836 г. и стала последней для К.Кавоса. И при этом он вовсе не собирался снимать с репертуара своё произведение. Обе оперы, не мешая друг другу, шли на одной сцене. Более того, некоторые актёры исполняли одни и те же партии в разных спектаклях. До середины XIX века обе оперы постоянно исполнялись на столичных сценах, а в 50-х годах произведение Кавоса пользовалось даже большей популярностью, чем опера Глинки. Одним из актёров, участвовавших в обеих постановках, был Осип Петров, ученик Кавоса. В обоих спектаклях с одинаковым сюжетом он исполнял одну и ту же роль главную партию Ивана Сусанина и прославился исполнением в обеих постановках.

В начале ХХ века в некоторых театрах было несколько попыток восстановить оперу Кавоса, однако все они оказались тщетны, так и не завершившись постановкой спектакля.

Список произведений

Кавосом было сочинено:

Оперы:

  • четвертая часть «Русалки» (1806);
  • комическая опера «Беглец от своей невесты» (либретто А.Шаховского, 3 акта, 1806);
  • «Крестьяне или встреча незваных» (либретто Датского, 2 д., совместно с Бюланом, 1814);
  • «Иван Сусанин» (либретто А.Шаховского, 1815)
  • «Вавилонские развалины» (3 д., 1818);
  • «Добрыня-Никитич» (3 д., 1818, совместно Антонолини);
  • «Жар птица» (3 д., либрретто Языкова, совместно с Антонолини, 1822);
  • «Светлана» (либретто Жуковского, 2 д., 1822)
  • «Новая суматоха» (комическая опера в 2 д.; pasticcio из прежних опер Кавоса и других; либретто Шаховского, 1823);,
  • «Юность Иоанна III» (5 д., сюжет Зотова, 1823);
  • «Пьемонтские горы или Чортов мост» (3 д., совместно Ленгардом, 1825);
  • «Мирослава или костер смерти» (1827).

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Владимир Стуков Владимир Стуков

композитор и вокалист группы HELLO

Джери Холливелл Джери Холливелл

британская певица

Саманта Фокс Саманта Фокс

английская певица и фотомодель

Вячеслав Згура Вячеслав Згура

российский певец

Булат Окуджава Булат Окуджава

советский поэт, композитор, сценарист и прозаик

Эдвард Григ Эдвард Григ

норвежский композитор

Франц Шуберт Франц Шуберт

австрийский композитор

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора