Василий Васильевич Давыдов: биография
Ход обучения
- знакомство с предлагаемой научной ситуацией или задачей;
- ориентировка в ней;
- образец преобразования материала;
- фиксация выявленных отношений в виде предметной или знаковой модели;
- определение свойств выделенного отношения, благодаря которым выводятся условия и способы решения исходной задачи, формулируются общие подходы к решению;
- наполнение выделенной общей формулы, вывода конкретным содержанием.
Основные методические подходы
- Отрицание концентрического построения учебных программ.
- Непризнание универсальности использования конкретной наглядности в начальной школе.
- Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий характер.
Особенностями урока в данной системе являются коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей. Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идёт к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом.
На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором — проблемное обучение. Учебная задача в этой концепции похожа на проблемную ситуацию:
- Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи.
- Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта.
- Моделирование выделенного отношения для изучения его свойств в предметной, графической и буквенной формах.
- Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде».
- Построение системы частных задач, решаемых общим способом.
- Контроль за выполнением предыдущих действий.
- Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Качество и объём работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей учащихся. Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.
Система начала формироваться с конца 50-х годов, в массовой школе она стала распространяться в 80-90-х годах XX столетия. В 1996 году Решением коллегии министерства образования РФ система Эльконина—Давыдова утверждена в качестве официальной системы начального образования (наряду с традиционной системой и системой Занкова).
Память
- Громыко Ю. В. Метод Давыдова. Пушкинский институт, АО «Московские учебники», М. 2003.
Сочинения
- Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов). М., Педагогика, 1972.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986.
- Давыдов В. В., Громыко Ю. В. "Концепция экспериментальной работы в сфере образования". - Вопросы психологии.- 1994.- №6.- С.31-37.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.,1996
- Давыдов В. В., Громыко Ю. В. и др. Проект «Национальной доктрины развития образования». — М., 1997.
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
первый заместитель губернатора Белгородской области, глава департамента цифрового развития
куратор национальных проектов и цифрового направления госкорпорации «Ростех»
Действительный государственный советник Санкт-Петербурга 1-го класса
российский государственный деятель, занимает пост вице-мэра столицы
руководитель Росприроднадзора (с конца 2018 года), бывший заместитель главы Ростехнадзора
экономист, юрист, управленц и специалист в сфере горного оборудования
юрист, генеральный директор АО «ДОМ.РФ»
российский государственный деятель