Жизнь и творчество до 1938 года
Виктор Браунер родился в Бухаресте в 1903 году в еврейской семье мелких торговцев и банковских служащих. В ранние годы он вращался в среде румынской декадентствующей интеллигенции, присутствовал на сеансах спиритизма и читал много эзотерической литературы.
Восемнадцати лет от роду, в 1921 году Виктор Браунер поступил в бухарестскую Школу изящных искусств. Уже с двадцати лет Браунер — один из активных участников румынского авангарда. С 1920 года он регулярно публикуется в дадаистских изданиях, а также на постоянной основе работает в журнале «UNI», придерживающемся дадаистского и сюрреалистического направления.
Впервые Браунер приехал в Париж в 1925 году, собираясь там пробыть только краткое время, однако — остался на десять лет. Сначала Виктор Браунер знакомится со своим гораздо более старшим соотечественником, скульптором Константеном Бранкузи, который всегда тепло относился к своим землякам. Войдя в его круг, Браунер также получил возможность общаться с художниками, близкими к бывшей группе дада и молодыми сюрреалистами. Попав под влияние теоретических работ и живописи Джорджо де Кирико, Браунер через Ива Танги сближается со многими сюрреалистами, однако, достаточно долгое время в группу Бретона — не вступает. Только через семь лет, в 1932 году он становится формальным членом парижской группы сюрреалистов. Спустя ещё два года, в 1934 году Браунер организует свою первую персональную выставку в галерее Пьер, которую торжественно открывает «сам» вождь и бессменный глава сюрреалистов, Андре Бретон. После этой выставки Браунер в течение года активно участвует во всех коллективных акциях и групповых выставках сюрреалистов.
В 1935 году Браунер по семейным обстоятельствам возвращается в Бухарест, где тайно становится членом Коммунистической партии Румынии, во времена фашистского режима (или королевской диктатуры, как её тогда называли) находившейся в подполье, на нелегальном положении. Однако, уже полтора года спустя, возмущённый серией сталинских политических процессов 1937 года в СССР, он пишет заявление об отказе от партбилета и выходит из партии.
В 1938 году Браунер снова возвращается в Париж и остаётся во Франции до конца жизни.
1938 год
Тема потустороннего, необъяснимого, автоматического и предопределённого в человеческой жизни — это одна из центральных тем философии и искусства сюрреализма. Именно Виктор Браунер стал тем единственным членом группы сюрреалистов, кто удивительным совпадением своей жизни и творчества продемонстрировал эту тему в прямом и зловещем виде. Одна из известных живописных работ Браунера 1931 года, ставшая впоследствии одной из самых знаменитых картин сюрреалистов, получила своё страшное воплощение в жизни своего автора — семь лет спустя, в 1938 году.
Речь идёт об «Автопортрете с вырванным глазом», довольно мрачной сюрреалистической выдумке, написанной Виктором Браунером безо всякого реального повода. У него никогда не было ни травм, ни болезней, даже отдалённо касающихся глаз и лица. Однако спустя семь лет этот автопортрет стал настоящей «сюр-реальностью». Произошло это событие — весной 1938 года. Во время драки в баре (дело совершенно будничное для группы сюрреалистов), Виктор Браунер случайно лишился левого глаза — именно того, который был нарисован на автопортрете 1931 года и именно таким образом, как было нарисовано. Вот как описывал этот «мистический случай» один из товарищей Браунера по группе сюрреалистов, Пьер Мабиль:
Жизнь и творчество после 1938 года
Что для нормального человека — криминальное происшествие или обычная пьяная драка, то для художника — повод для переосмысления всей своей жизни и попытка найти выход в новых источниках творчества.