Поделиться:

О знаменитости

Виктор Браунер: биография


Весь последующий за потерей глаза период творчества Виктора Браунера (примерно до 1950 года) заполнен мрачными видениями и галлюцинациями. Исследователи и критики сюрреализма иногда этот период в его творчестве так и называют — «сумеречным» или «химерным», отчасти даже экспрессионистским. Оставаясь близким сюрреализму, тем не менее, Браунер явно смещается в область мистики и эзотерики. Его картины — окончательно превращаются в сложный сплав видений и образов, исходящих из подсознания современного европейца, отягощённого массой страхов и табу. Одновременно он обращается в своём творчестве к первобытным образам народов Северной и Южной Америки (создавая свои работы, художник опирался на древние фрески и барельефы майя, ацтеков и индейцев). Многие образы художника явно имеют тотемную окраску. Этими чертами своего творческого стиля он выделяется из прочего числа сюрреалистов, особенно после 1938 года. в Восточные Пиренеи, а затем в Марсель и Нижние Альпы. Личная трагедия усугубляется войной и оккупацией Франции. На деятельность сюрреалистов, как на явно «левую» и исповедующую дегенеративное искусство распространялся запрет и репрессии. Виктор Браунер не захотел покинуть страну, прошёл «фильтрацию», чудом избежал смерти, бежал в Восточные Пиренеи, затем в Марсель и далее на восток — в Нижние Альпы. Начиная с 1940 года жил на юге Франции (при правительстве Виши) под особым надзором и без права выезда. Одновременно он поддерживал связь с сюрреалистами, находящимися на подпольном положении в Марселе.

И в этот тяжёлый период своей жизни Браунер продолжает много работать, пытаясь таким образом избавиться от навязчивого страха и ощущения надвигающейся катастрофы. Он пишет картины, но одновременно большое количество времени уделяет созданию «сюрреалистических объектов». Самая известная из его работ этого времени — «Волчья скамья», представляющая собой обыкновенную маленькую скамеечку, на которой, как и полагается, совершенно невозможно сидеть. С одной стороны её украшает страшная ощеренная пасть волка, а с другой — его же пушистый хвост, негостеприимно загнутый внутрь. В сюрреалистических предметах Браунера заметно влияние знаменитых «объектов» работы Макса Эрнста и Мерет Оппенгейм.

После освобождения Парижа в 1945 году Браунер немедленно возвращается в столицу. Он активно работает и принимает участие в первой послевоенной Международной выставке сюрреалистов (1947 год).

Однако, уже в 1948 году Виктор Браунер входит в личный конфликт с Андре Бретоном, усиливающим авторитарный режим своего руководства внутри движения. На очередном собрании Виктора Браунера исключают из группы сюрреалистов за «фракционную деятельность». Но на самом деле это была всего лишь личная месть за то, что Браунер отказался поддержать кампанию Бретона по исключению из рядов сюрреалистов известного художника Роберто Матта, которого обвинили в провоцировании самоубийства Аршиля Горки. С Роберто Матта Браунер состоял в близкой дружбе ещё со времён своего первого приезда в Париж и потому знал, что выдвинутые против него обвинения не имеют под собой оснований, кроме личной неприязни Бретона. Ещё несколько молодых художников, которые поддержали протест Браунера, также были исключены из группы сюрреалистов.

После 1948 Виктор Браунер ещё более отдаляется от ортодоксального сюрреализма. В это время он создает несколько скрыто-автобиографических циклов картин. Наиболее известные из них: «Ономатомании» (или Тяга с подражанию звукам) и «Retractes» (Отказ от своих слов) (1948—1950). В этот период в творчестве Браунера особенно становится заметно влияние Роберто Маты, с которым они закономерно сближаются после исключения из группы сюрреалистов. В 50-х годах эти два художника совместно пишут несколько подробных, похожих на коллажи картин, в частности, «Интервидение» (1955 год) с телеэраном в центре и подобную ей, нарочито неаккуратную, нарисованную как бы ребёнком, картину «Без названия» (1957).

Только в 1959 году Виктора Браунера, уже знаменитого и признанного во Франции художника, торжественно и единогласно восстановили в рядах «сюрреалистической партии» с согласия Бретона. Одновременно с ним «простили» также и Роберто Матта и ещё нескольких раскольников из «фракции Браунера».

В последние пять лет жизни, отчасти под влиянием болезни, искусство Виктора Браунера лишается своего экспрессионистского накала, становится более спокойным, наполненным этническими и анималистическими мотивами. В начале 60-х годов он пишет целый цикл картин на эту тему под говорящим названием «Бестиарий». Из творчества Браунера постепенно уходит страх и ужас перед непознаваемым и потусторонним миром, и на его место становится органическая пластика и первобытный орнамент. Таковы его работы: «Праздник матерей», «Укрощение хрюшек» и «Планета зверей». Фантастический животный мир в течение всей жизни равно привлекал Виктора Браунера. Даже и в ранний период творчества, рисуя множественные образы людей или монстров, под ними он имел в виду неких толстых человекоподобных животных. Глядя на картины Браунера, зритель неминуемо должен видеть самого себя изнутри:

В последние годы жизни Браунер тяжело болел. Виктор Браунер умер в один год с Бретоном, в 1966 году, после изнурительной и тяжёлой болезни — лёгочной эмболии.

Эпитафией на могиле Виктора Браунера стала скупая фраза из его блокнота:

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора