Софья Фёдорова: биография
После Большого театра
В 1917 году закончился срок контракта балерины с дирекцией Большого театра, но она еще продолжала изредка появляться на сцене. Однако из-за усиливавшейся болезни все чаще возникали неявки на спектакль. В декабре 1918 года в связи с частыми пропусками ей было приостановлено денежное содержание. В январе 1919 года она обратилась в художественно-репертуарный комитет балетной труппы с просьбой о пособии, так как «из-за тяжелой болезни» не могла участвовать в спектаклях. Во врачебном свидетельстве говорилось, что она страдает «остро-неврастеническими явлениями в тяжелой форме». И в начале 1919 года она уехала из Москвы в Петроград, где к тому времени c 1918 года работал её муж — Петр Сергеевич Оленин, знаменитый оперный певец, режиссёр оперных постановок и управляющий оперной труппой Мариинского театра.
28 января 1922 года Пётр Сергеевич Оленин скончался. Похоронив мужа в Москве, Софья Васильевна сразу решила уехать из страны, и уже весной того же года выехала за границу, как официально считалось — на лечение, но фактически это была эмиграция.
Эмиграция
Выехав за рубеж, Фёдорова сразу приступила к работе. Она выступала в Берлине в пантомиме «Покрывало Пьеретты», поставленной по произведению Артура Шницлера. Нина Берберова, видевшая этот спектакль, вспоминала более чем через полвека: «Когда Чабров и Федорова-вторая танцевали польку во втором действии, а мёртвый Пьеро появился на балкончике…, я впервые поняла (и навсегда), что такое настоящий театр, и у меня еще и сейчас проходит по спине холод, когда я вспоминаю шницлеровскую пантомиму в исполнении этих трёх актёров. Такой театр входит в кровь зрителя не метафорически, а буквально, что-то делает с ним, меняет его, влияет на всю его дальнейшую жизнь».
Из Берлина Фёдорова отправилась в Париж, решив обосноваться там, поскольку в Париже осело много русских эмигрантов, хорошо помнивших ее сценическую деятельность; давала уроки балета и периодически выступала с концертами на эстраде. Но болезнь прогрессировала, и она все чаще проводила время в психиатрических больницах.
В 1925—1926 гг. работала в труппе Анны Павловой. В 1928 году Сергей Дягилев пригласил её на выступления с «Русским балетом», именно в его труппе она впервые очаровала Париж своим появлением в «Половецких плясках» и вот спустя 19 лет снова оказалась в его труппе. Это было последнее выступление Софьи Федоровой. Ее болезнь вновь обострилась, и она была помещена в госпиталь, откуда ее забрал друг — Г.Столповский, который и поддерживал до конца её дней.
Творчество
Партии на сцене Большого театра:
- 1901 — «Танец Анитры» на музыку Э.Грига, балетмейстер А. Горский
- 1901 — «Конек-горбунок» Ц.Пуни, балетмейстер А. Горский — Жена хана
- 1902 — «Дочь Гудулы» А.Симона, балетмейстер А. Горский — Эсмеральда
- 1903 — «Золотая рыбка» Л.Минкуса с добавлением музыки других композиторов, балетмейстер А. Горский — Старуха
- 1906 — «Робер и Бертрам, или Два вора» И.Шмидта и Пуни (с добавлением музыки Ф.Шумана, Ф.Шопена, П.Чайковского), балетмейстер А. Горский — служанка Селестен
- 1907 — «Аленький цветочек» Ф.Гартмана — испанский танец
- 1910 — «Саламбо» А.Арендса, балетмейстер А. Горский — Рабыня (жрица Молоха)
- 1913 — «Жизель» А.Адана в хореографии Мариуса Петипа — Жизель
- 1914 — «Конек-Горбунок» Пуни — Цыганский танец в хореографии А. Горского
- «Дон Кихот» — Уличная танцовщица
- «Дочь фараона» Минкуса — Хита
- «Спящая красавица» П. И. Чайковского — Белая кошечка
- «Тщетная предосторожность» П.Гертеля — Лиза
- «Корсар» Адольфа Адана — Гюльнара и Медора
- «Парижский рынок» Пуни — Жоржетта
- «Волшебное зеркало» А.Корещенко — Принцесса
- «Конек-Горбунок», — украинский танец
- «Раймонда» А.Глазунова, балетмейтер М. И. Петипа — панадерос
- «Руслан и Людмила» М.Глинки. Балетный акт в опере — лезгинка
- «Времена года» А.Глазунова — вакханалия
- «Баядерка» Минкуса — индусский танец
- «Коппелия» Лео Делиба — чардаш
«Русские сезоны» в Париже:
- 1909 — «Половецкие пляски» А.Бородина, балетмейстер М.Фокин — Половецкая девушка
- 1909 — «Вакханалия» на музыку А. К. Глазунова — танцевальный девиртисмент
- 1909 — «Пир», сюита танцев — танец чардаш на музыку Глазунова в постановке Горского, в партнерстве с М.Мордкиным
- 1910 — «Шехеразада» на музыку Н.Римского-Корсакова, балетмейстер Фокин — одалиска
- 1913 — «Клеопатра» (другое название балета «Египетские ночи») А.Аренского с музыкой других композиторов — Таор
Значение творчества
Критика отмечает творчество балерины: «Фёдорова была характерной танцовщицей. Но даже характерные танцы в дивертисментах становились в исполнении Ф. ярким явлением, приобретая самостоятельное значение. Обладая огромным стихийным темпераментом, необычайной экспрессией, доходящей до экстатических состояний, драматическим дарованием, она создавала эмоционально насыщенные образы, окрашенные, как правило, в мрачные тона, что со временем приобретало все больший вес в ее творчестве. Вяч. Иванов сказал о Ф. что „всем своим обликом она будит смутное, тайное воспоминание. Связанные стихии, скрытые за обычной жизнью, умеет развязывать эта заклинательница. Ее область — темная мистика души“».
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
Пианистка
композитор и вокалист группы HELLO
британская певица
английская певица и фотомодель
российский певец
советский поэт, композитор, сценарист и прозаик
норвежский композитор
австрийский композитор