О знаменитости
Мухамеджан Тынышпаевич Тынышпаев: биография
В тот год Тынышпаев женился на Азизе Шалымбековой, однако их брак не продлился долго, и она с маленькой дочерью Энлик переехала в Москву.
1 марта 1926 года он уехал в Алма-Ату и начал работать начальником дорожного отдела Семиреченской губернии — была построена автомобильная дорога с твёрдым покрытием Алма-Ата — Пишпек, проведены изыскания по строительству дороги Алма-Ата — Талды-Курган, предложен новый вариант дороги Алма-Ата — Хоргос.
Турксиб
В январе 1927 года по настоятельному предложению Турара Рыскулова он был включен в Комитет содействия строительству Турксиба, созданный в декабре 1926 года. Тынышпаев принимал активное участие в подготовке «агентов эксплуатации дороги», по его инициативе были созданы курсы, на которых обучались 60 молодых казахов. Занимался разработкой проекта (известен как Чокпарский вариант) прокладки железнодорожной колеи через Чокпарский перевал, который позволил сэкономить 25 млн рублей и почти на год сократил срок строительства Турксиба. В 1928 году настоял на Балхашском варианте трассы в противовес Лепсинскому, благодаря чему было сэкономлено около миллиона рублей при строительстве и сто тысяч рублей в год при эксплуатации железной дороги. Работал над исправлением ошибки инженера-проектировщика строительства станции Алма-Ата-I.
В сентябре 1929 года начальник строительства Турксиба В. С. Шатов издал указ об образовании в составе производственного отдела Турксиба особой службы — части пути, начальником которой был назначен Мухамеджан Тынышпаев. В апреле 1930 года он вновь женился на Амине Шейх-Али — племяннице своего старого друга Дауда Шейх-Али, приехавшей к дяде из Уфы.
3 августа 1930 года Мухамеджан Тынышпаев был арестован по доносу, но после долгого следствия преступных улик не было обнаружено. При следующем аресте Тынышпаеву было предъявлено обвинение за события 1917 года, когда он короткое время был премьер-министром Туркестанской автономии, и 20 апреля 1932 года тройка при ПП ОГПУ определила ему 5 лет ссылки в Воронеже. Под надзором он работал в техотделе Управления постройки новой железной дороги Москва — Донецк. После возвращения из ссылки в 1936 году он поехал на строительство железной дороги Кандагач — Гурьев, где он сильно простудился, заболел, после чего вернулся в Ташкент. Боясь нового ареста, Тынышпаев отправил жену Амину с пятилетним сыном Даулетом к её родственникам в Уфу, где по настоянию Тынышпаева она дала сыну свою фамилию — Шейх-Али.
21 ноября 1937 года он был вновь арестован, как бывший член «Алаш Орды» и как «враг народа» расстрелян. 29 сентября 1959 года Мухамеджан Тынышпаев был реабилитирован решением Верховного суда Казахской ССР, а в феврале 1970 года — Прокуратурой СССР и Военным прокурором Туркестанского Военного округа.
Память
- В Центральном музее железнодорожного транспорта Казахстана первому казаху инженеру-железнодорожнику Мухамеджану Тынышпаеву посвящён отдельный раздел, где собраны многочисленные документы, фотографии, ряд публикаций в прессе, имеется лента документального фильма, снятого сыном Мухамеджана Тынышпаева — Искандером в годы его обучения во ВГИКе.
Комментарии
Комментарии
строитель, общественный деятель, член правления и глава структурного подразделения ОАО «Российские железные дороги».
генеральный директор АО «Управление экспериментальной застройки микрорайонов»
известный инвестор и меценат
казахский хан
египетский фараон
приближенный Ивана Грозного, советник и фактический правитель при Федоре Иоанновиче, русский царь с 1598 года
канцлер Германской империи, прозванный «железным»
председатель ЧК БССР, член ЦБ КП