Поделиться:

О знаменитости

Се Хэ: биография


Се Хэ биография, фото, истории - китайский художник-портретист и теоретик живописи V века

китайский художник-портретист и теоретик живописи V века

Ни одного живописного произведения Се Хэ не сохранилось, и сегодня невозможно представить в какой манере он работал. В истории китайского искусства он прославился не своей живописью, а небольшим теоретическим трактатом.

В эстетической теории китайской живописи, богатой источниками трактат Се Хэ «Заметки о категориях старинной живописи» («Гухуа пиньлу»), является одним из первых трудов, который во многом определил формы дальнейшего развития художественной критики.

В трактате были сформулированы шесть законов живописи (люфа), которые определили направление всего последующего развития эстетики китайской живописи, которая в той или иной форме развивала и комментировала эти шесть законов. В китайскую науку о живописи были введены основные эстетические категории, которыми пользовались все дальнейшие теоретики искусства:

  • пинь — класс или категория;
  • фа — закон, принцип;
  • циюнь — одухотворенный ритм;
  • шэндун — живое движение;
  • гуфа — структурный метод пользования кистью;
  • инъусесян — соответствие изображения объекту;
  • цзинъинвэйчжи — размещение частей свитка;
  • суйлэйфуцай — соответствие цвета роду вещей;
  • чуаньимосе — следование традиции, копирование образцов.

Шесть законов живописи Се Хэ подводили итог предшествующего развития живописи и ее теоретического осмысления. Число закон видимо выбрано не случайно. Возможно влияние буддизма, например учения о шести медитациях, возможна связь с шестью свойствами индийской живописи Саданга, возможно влияние шести линий гексаграмм Книги перемен (И цзин).

Первый закон живописи одухотверенный ритм живого движения циюнь шэндун тесно связан с понятием ци. Так как сам автор не детализирует свое понимание этой категории китайской философии, представление можно получить только по другим современным автору трактовкам. Так поэт и теоретик литературы III века император Цао Пэй писал «В основе литературы лежит ци. Прозрачность и мутность ци зависят от природы. Они не могут быть достигнуты с помощью усилий.» Цзи Кан считал, что талант художника определяется этой категорией. Более конкрентна трактовка ци — как основа красоты произведения.

Второй закон гуфа юнби обычно переводят как «структурный метод пользования кистью», подразумевая чисто технический аспект работы с инструментом. Наибольшую трудность в понимании имеет иероглиф гу, который имеет смыслы от кость, остов, основа, структура. Понятие гуфа позднее широко использовалось для обозначения выразительности контурной линии. Но возможна и более глубокая трактовка понятия родственная широкому значению слова основа — основа произведения.

Третий закон «Соответствие формы реальным вещам» и четвёртый закон «Соответствие красок» требуют достоверности изображения. Следует отметить, что в использовании краски живописцы того времени считали, что предметам свойсвенен определенный цвет, не зависящий от освещения и рефлексов.

Пятый закон о композиции свитка только назван, но не разработан Се Хэ.

Шестой закон призывал следовать образцам и копировать старых мастеров.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора