О знаменитости
Реккаред I: биография
Значение Собора
Значение III Толедского собора для вестготской истории невозможно переоценить. Он подвёл черту под политикой объединения, которую Реккаред продолжал вслед за своим отцом, но привёл к успешному завершению, совсем противоположным путём. После установления конфессионального единства пали последние барьеры между большинством вестготов и римлянами. Тем самым были созданы все предпосылки для слияния обеих этнических групп. Для королевской власти Толедский собор означал дальнейшее возвышение и укрепление, ибо церковь с полной готовностью стала на службу ортодоксального правителя. Иоанн Бикларский ставит Реккареда в один ряд с Константином Великим, осудившим арианство на Никейском соборе в 325 году и Маркианом, добившимся осуждения ересиарха Нестория на Халкидонском соборе 451 года.
Акты III Толедского собора вознесли Реккареда на сакральный уровень. Он объявляется «священнейшим правителем», «исполненным Божественного духа»; «ему же подобают апостольские заслуги, ибо он исполнил апостольский долг». Очевидны параллели с церковными представлениями об императорской власти того времени. Византийский император также считался равноапостольным. Повелителя Константинополя называли «православным императором», вестготского короля «православным королём». Христианизация королевской власти началась именно с III Толедского собора. В конечном итоге король становится представителем Христа на земле. Тем самым в церковном отношении король вестготов поднимался на тот же уровень, что и византийский император. В силу своего освященного положения король мог выдвигать церкви свои требования. Фактически церковная власть вестготского короля соответствовала тем правам, которыми обладал по отношению к церкви своего государства император.
Сближение церковной и светской областей жизни
Последующий период характеризуется взаимопроникновением церковной и светской областей государственной жизни, засвидетельствованным уже в 589 году. На соборе обсуждались светские законы, а Реккаред прислушивался к советам епископов, как показывает его антииудейское законодательство. И наоборот, король имел почти что неограниченные возможности влиять на постановления собора. Он определял круг обсуждаемых вопросов, которые представлял собранию в письменном послании. Король мог придавать решениям собора статус законов. Права светского правителя в отношении собора естественным образом вытекали из его положения «короля Божьей милостью». В одном письме папе Григорию Великому Реккаред говорит о том, что он наивысший повелитель своих подданных после Бога.
Второй Севильский и Нарбоннский соборы
Вслед за общегосударственным собором был созван ряд местных, на которых решались конкретные вопросы, связанные с обращением в ортодоксально-никейское верование бывших ариан. Так, II Севильский, состоявшийся в 592 году, принял решение о новом посвящении бывших арианских священников и о новом освящении бывших арианских церквей. Нарбоннский собор 589 года среди других решений принял несколько странное постановление, что не может быть посвящён в епископы тот, кто не умеет читать. Говорит ли это о неграмотности даже части высшего клира или оно направлено против бывших ариан, не умевших читать по латыни? Ответить однозначно трудно, хотя более вероятным кажется всё же второе.
Важно отметить, что если арианская литургия совершалась на готском языке, что способствовало его сохранению в условиях огромного численного преобладания испано-римлян, то ортодоксальная служба велась на латинском языке, и это лишало готский язык последней сферы его официального применения. В результате не стало препятствий для принятия вестготами языка их романского окружения. И довольно быстро готы, и до этого бывшие двуязычными, практически полностью потеряли свой язык и перешли на язык испано-римлян.
Сопротивление ариан
Реккареду, однако, пришлось столкнуться с упорной арианской оппозицией. Многие вестготы привыкли считать арианство национальной верой и не хотели её менять. В сопротивлении наступающей ортодоксально-никейской вере были кровно занинтересованы арианские епископы. Часть вестготской знати испугалась, что превращение в государственную религию веры испано-римлян приведёт к потере готами своего положения. И ещё до созыва собора происходили выступления готов ариан против политики короля.
Комментарии
Комментарии
хан Золотой Орды, потомок Чингисхана
монгольский хан, внук Чингисхана, основатель Золотой Орды
французская королева, жена Людовика XIII
российская императрица из династии Романовых
московский князь
французская королева
королева Англии, жена Генриха VIII
первый русский князь, основатель династии Рюриковичей