Биография
Марал Рахманзаде родилась 23 июля 1916 года в Баку. В 1930—1933 годах училась в Азербайджанском Государственном художественном техникуме. В 1934—1940 годах продолжила образование в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова. М. Рахманзаде — первая азербайджанка, получившая профессиональное художественное образование. Особенно продуктивно она работала в жанре графики. В годы великой отечественной войны М. Рахманзаде создала большие станковые серии патриотического содержания. Одна из серий посвящена героизму советских женщин в годы войны — «Народное ополчение», «Женщины в строю», «Дочь партизана», «Связистка». Другая серия, состоящая из 19 листов, — труду людей в тылу — «Работа в колхозе», «Общественницы», «Артисты выступают перед фронтовиками». На листе «Жены заменяют мужей» изображены работающие на заводе у станков женщины. Рисунки исполнены художницей в технике черной акварели с последующей проработкой углем. В 40-е годы Рахманзаде работала над иллюстрированием художественной литературы. В 1945 году она оформлила книги «Дахнаме» Хатаи и «Страна огней» А. Зограббекова. Особенно удачно удались ей поэтичные женские образы в книге «Дахнаме». Также в двух иллюстрациях М. Рахманзаде изобразила автора книги — поэта-шаха Исмаила Хатаи: на одной его портрет в профиль, на другой поэт изображен с пером в руке в поэтической обстановке ночи. В многочисленных иллюстрациях романа «Страна огней» Рахманзаде изображала обстановку, пейзаж, архитектуру, костюм, точно следуя литературному описанию. На первой иллюстрации изображенные крупным планом всадники, занимающие левую часть листа. Перед их взором открылась живописная панорама бухты и таинственная башня, к хозяйке которой они направляются. В эти годы М. Рахманзаде также исполнила иллюстрации к произведениям «Девичья башня» и «Гюльзар» Дж. Джаббарлы. В послевоенные годы Рахманзаде интенсивно работала в области станковой графики. В 1947 году на юбилейной выставке впервые была экспонирована серия автолитографий «Нефть», состоящая из 10 листов, в которых показана история нефтяного края. Серия начинается с композиции «Огнепоклонники», изображающей сцену поклонения вечному огню, и завершается морским пейзажем с уходящим нефтетанкером. Другие листы этой серии — автолитографии «Новый промысел», «На буровой», «Качалка», «Фонтан закован в трубу». В 1948 году М. Рахманзаде завершила серию под названием «Баку социалистический», также состоящая из 10 листов. В нее вошли индустриальные и городские пейзажи, а также жанровые композиции" « Смена вахты», «День вахты», «На строительстве нового дома». Плодотворными для художницы были поездки на морские промыслы — «Нефтяные камни». Марал Рахманзаде была первым художником, которая поехала работать на Нефтяные Камни. Находясь среди нефтяников, наблюдая их трудовые будни, быт, она рисовала промысловые пейзажи Каспия, строительство эстакад, нефтяные резервуары, вышки, налив нефти. На отчетной выставке она представила рисунки и акварели, изображающие наиболее характерные эпизоды трудовой жизни нефтяников Каспия. Эти работы кроме бакинцев увидели и труженики «Нефтяных камней», то есть те, кому они были посвящены. Рахманзаде создала серию автолитографий под названием «У нас на Каспии». В Москве был издан альбом из этой серии, состоящий из 15 цветных литографий. На литографии «В открытом море» изображены вертикали вышек, стальные эстакады, сверкающая гладь моря. В работах «Дежурный катер», «Привезли продовольствие», «В штормовую» художница изобразила нелегкую трудовую жизнь, своеобразный быт нефтяников. Эти серии литографий принесли Рахманзаде широкую известность и уже тогда были не раз экспонированы на всесоюзных и зарубежных выставках.