Поделиться:

О знаменитости

Посидоний: биография


Посидоний считал расстояние от Земли до Луны равным 52? земным радиусам, а до Солнца — 13098 земным радиусам, что представляет исключительную для его времени точность; но совершенно неизвестно, на основании каких соображений он получил эти оценки.

Посидонию принадлежат некоторые сочинения по математике и геометрии, в которых он, в частности, пытался доказать знаменитый Пятый постулат Евклида, причем некоторые исследователи (к примеру, Р. Трюдо) полагают, что именно Посидоний, пришедший к выводу о том, что в рамках Евклидова пространства Пятый постулат недоказуем, стал одним из предшественников неевклидовой геометрии. Кроме того, Посидоний уделял значительное внимание логическим основаниям математики: ему принадлежат некоторые базовые определения и термины (такие, в частности, как «проблема» и «теорема»).

Этика и психология

Этическое учение Посидония тесно связано с его представлениями о природе и способностях души, в которых философ следовал концепциям Платона и Аристотеля. Посидоний различал логические (рациональные) и алогические способности души, причем последние, по его мнению, являются источником аффектов. Алогические способности он подразделял на два вида: «пылкие» (?????????) и «вожделеющие» (????????????), причем «вожделеющей» душой наделены, согласно утверждениям Посидония, низшие формы природы, тогда как живые существа обладают, наряду с этим, еще и «пылкими» способностями (а человек, кроме того, и разумной душой). Классификация душевных способностей позволяет, в свою очередь, классифицировать и возможные аффекты. Их, в зависимости от причины возниконовения, Посидоний подразделял на душевные, телесные, а также душевные, берущие свое начало из тела, и телесные, берущие начало из души.

По мысли Посидония, этика есть учение о преодолении аффектов и подчинении неразумной (алогической) части души разумной ее части. Построение этики зависит от правильного понимания способностей души. Низшая способность означает стремление к наслаждению, вторая — к господству и обладанию, третья, разумная — к нравственной красоте. «Семя зла» находится в душе человека, ответственность лежит только на нём, а не на внешних обстоятельствах. Главная задача этики — нравственное воспитание. Конечная цель человека — жить, созерцая истину и стремясь к тому, чтобы ничего не делать по велению неразумного начала души. Нравственный идеал заключается в том, чтобы быть добродетельным мудрецом. Но поскольку такие мудрецы были возможны в давно утраченном «золотом веке», цель нравственной деятельности человека состоит, по мнению Посидония, в «продвижении» к мудрости и добродетели; для «продвигающегося» воспитание тождественно упражнению.

Подобно Панетию, Посидоний несколько смягчает нравственный ригоризм Древней Стои, полагая, что наряду с добром и злом существуют также вещи безразличные для мудреца, но в житейском смысле для всякого человека желательные, например богатство, здоровье, отсутствие нравственных и телесных страданий и т. п. Это объясняется тем, что человек, согласно учению Посидония, представляет собой неразрывное единство тела и души, а душа — это божество, гостящее в человеческом теле.

Душа, по мнению Посидония, есть истечение космического огня, божественной пневмы, сохраняющая в себе все существенные черты последней. Так, в частности, Посидоний утверждал, что душа является бессмертной. Она не уничтожается вместе с телом, но после физической кончины человека, отправляется на небеса, где проходит очищение от земных пороков и приобщается к блаженству. Подобные идеи заставили философа возродить платоновско-пифагорейское учение о переселении душ. Посидоний полагал, что во время каждого следующего цикла вселенского бытия, после очередного космического пожара, все души вновь возвращаются в телесные оболочки и снова проходят земное существование, хотя и не в том же облике, в котором проживали свои прежние жизни.

Таким образом, душа, согласно воззрениям Посидония, не будучи столь совершенной субстанцией, как космический огонь (пневма), оказывается все же более совершенной и, следовательно, более долговечной, чем материальный мир, что обусловливает ее особое (промежуточное) положение в онтологической иерархии. По словам А. Ф. Лосева:

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Филипп Яффе Филипп Яффе

немецкий историк

Янь Либэнь Янь Либэнь

китайский художник периода Тан

Ян Длугош Ян Длугош

польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор «Истории Польши» в 12 томах

Савва Ямщиков Савва Ямщиков

Васильевич Ямщиков

Наталья Яковенко Наталья Яковенко

историк, профессор и заведующий кафедры истории Киево-Могилянской академии

Иван Яблонский Иван Яблонский

литовский языковед, текстолог, переводчик

Серафим Владимирович Юшков Серафим Владимирович Юшков

историк государства и права, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент АН УССР, академик АН Казахской ССР, Заслуженный деятель науки РСФСР

Юрий II Болеслав Юрий II Болеслав

Болеслав — Юрий Пяст, Болеслав II Мазовецкий, Болеслав Тройденович

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора