Биография
Посидоний родился в сирийском городе Апамея на Оронте. В молодости из-за политической смуты, разразившейся в государстве Селевкидов, вынужден был перебраться в Афины, где провел несколько лет, слушая лекции философа-стоика Панетия. Затем учился в Александрии и некоторое время путешествовал по Средиземноморью, посетил Италию, Испанию, Галлию и Германию, знакомился с обычаями, знаниями и культурой народов. Несколько лет провёл в Риме и получил доступ в высшие круги римского общества.
Позднее стал гражданином Родоса и открыл там философскую школу. Живя на Родосе, Посидоний активно участвовал в политической жизни и даже занимал высшую государственную должность притана. В 77 году до н. э. его лекции слушал Цицерон. Через Цицерона с Посидонием познакомился Помпей, навещавший его в 66 и в 62 году до н. э.. Сохранился рассказ о том, как во время последнего визита Помпея Посидоний принимал его в своем доме и, несмотря на мучившие его острые приступы подагры, беседовал с римским полководцем на философские темы, время от времени говоря: «Как ни терзает меня боль, она все же не заставит меня признать ее злом». Согласно позднейшим сообщениям (например, византийского лексикона «Суда»), Посидония называли Атлетом, однако почему он получил это прозвище неизвестно: возможно, причиною являются его научные занятия, подобно тому, как Клеанфа звали кулачным бойцом, а Эратосфена Пятиборцем (Пентатлом).
Посидоний был крупнейшим философом своего времени, а также универсальным ученым, внесшим значительный вклад во все области тогдашнего научного знания. Ему принадлежат трактаты по метафизике, физике, логике, этике, истории, географии, астрономии, математике, риторике, грамматике, филологии, естествознанию. За широкие и разносторонние интересы Посидония нередко сравнивали с Аристотелем, а за изящество стиля и глубину философских умозрений — с Платоном. Будучи спекулятивным мыслителем, не чуждым мистических озарений, Посидоний в то же время в своих научных исследованиях придерживался сугубо эмпирического метода, основанного на тщательном сборе и скрупулезном анализе фактов. Этим, возможно, объясняется известная двойственность восприятия Посидония как современниками, так и позднейшими историками философии.
Сочинения Посидония сохранились лишь во фрагментах, подавляющая часть которых не может быть отнесена к определённым трактатам. Известно о следующих сочинениях Посидония: «О критерии», «Об общих основах исследования против Гермагора», «Против Зенона Сидонского», «Сравнение мнений Гомера и Арата об астрономии», «Физика», «О мире», «О богах», «Основы метеорологики», «О небесных явлениях», «О судьбе», «О героях и демонах», «О гадании», «О величине солнца», «Об океане», «Перипл», «О душе», «О страстях», «О гневе», «Этическое рассуждение», «О добродетелях», «О надлежащем», «История», «История Помпея», «Протрептики», «Тактика».
Хотя Посидоний имел большое количество учеников (к числу которых принадлежат внук Посидония Ясон, Фаний, Асклепиодот, Леонид Родосский и др.), их творческий вклад в развитие стоической философии оказался невелик и в основном ограничивался публикацией и комментированием лекций учителя. Так, в частности, один из таких компендиев под названием «Уроки Посидония», составленный Фанием, упоминает Диоген Лаэртский. Известно также, что Ясон руководил философской школой на Родосе в конце I в. до. н. э.
Основные идеи
Физика
Физику Посидоний ставил на первое место среди всех прочих разделов философии. При этом его физические воззрения вполне традиционны для стоицизма. Космос един, конечен, шарообразен, окружён пустотой извне; в центре него находится Земля. Космос как целое Посидоний рассматривает с эстетических позиций, в своем комментарии к платоновскому «Тимею» он пишет: «А космос — прекрасен. Это видно из его формы, окраски, величины и разнообразия звезд в космосе». Звёзды, по мнению Посидония, представляют собой божественные эфирные тела, Солнце — чистый огонь; Солнце и Луна питаются испарениями морей и пресных вод. Бог — это огненная мыслящая пневма, простирающаяся по всему сущему; он же — космический логос. Действие всепроникающей пневмы обеспечивает телесное единство космоса и взаимосвязь всех происходящих в нем процессов и явлений. Такая всеобщая и упорядоченная взаимосвязь, уподобляющая Вселенную живому организму, называется «мировая симпатия».