Йозеф Поппер: биография
По идее Поппера, общество обязано обеспечить своих членов предметами первой необходимости — питанием, одеждой и жильём, а также услугами первой необходимости — здравоохранением, воспитанием и образованием до достижения совершеннолетия. Со своей стороны, каждый здоровый член общества в рамках трудовой повинности осуществляет работы, не требующие высшего или среднего специального образования по созданию материальной основы народного хозяйства (добыча полезных ископаемых, лесоразработки, сельскохозяйственные работы, строительство дорог и зданий и т. п.). Он также участвует в производстве предметов и в оказании услуг первой необходимости.
По мнению Поппера-Линкеуса, справедливое человеческое общество возникнет не в результате насильственного переворота, а как следствие процесса убеждения и общего согласия. В нем каждый здоровый человек в течение своей жизни проходит четыре социально-возрастные стадии, из которых третью у него есть возможность миновать: 1) воспитательно-образовательную (до 18 лет); 2) «натурально-хозяйственную» (мужчины до 30 лет, а женщины до 25); 3) «денежно-хозяйственную»; 4) пенсионную. Причём возрастная грань между двумя последними устанавливается каждым членом общества по своему усмотрению.
Во время второй из этих стадий все здоровые члены общества проходят трудовую повинность, что даёт им право в течение всей своей жизни безвозмездно получать предметы и услуги первой необходимости.
На третьей стадии те члены общества, которые чувствуют в этом потребность и которые этого желают, по своему усмотрению трудятся в одном из денежно-хозяйственных секторов — государственном или частном (в последнем — в качестве наемных работников или свободных предпринимателей). За свой труд они получают денежное вознаграждение, которое позволяет им приобретать предметы и пользоваться услугами не первой необходимости.
В течение двух последних из указанных социально-возрастных стадий человек свободен, чего нельзя сказать о первых двух, когда человек зарабатывает свою свободу и дорастает до осознания её. При этом, как отмечает Поппер-Линкеус, вместе с развитием науки и техники продолжительность второй стадии будет постепенно уменьшаться. Вместе с тем будет расширяться объем понятия «предметы и услуги первой необходимости».
Необходимой предпосылкой возможности построения социальной системы по Попперу-Линкеусу является привитие на первой социально-возрастной стадии подрастающему поколению любви и уважения к человеку, любви к труду и отвращения к лжепотребностям, а также навыков рационального распределения времени досуга.
Почитатели Поппера
Почитателями Поппера-Линкеуса были физики Альберт Эйнштейн и Эрнст Мах, философы Мартин Бубер и Гуго Бергман, химик Вильгельм Оствальд, математик Рихард фон Мизес, статистик Карл Балод, физиолог Теодор Бэр, психолог Зигмунд Фрейд, писатели Макс Брод, Стефан Цвейг и Артур Шницлер, а также основоположник ревизионистского направления в сионизме Владимир (Зеев) Жаботинский.
Жаботинский указал на пять символов программы-минимум Поппера-Линкеуса — «пять ‘п’: пища, платье, помещение, поликлиника, просвещение» (на иврите — «пять ‘мем’: мазон, малбуш, маон, мирпаа, морэ»). Называя отсутствие каждого из этих символов «ямой», он говорил: «Человеческое общество подобно детскому саду. В детском саду — пять ям, в соответствии с „пятью ‘п’“. Для детей, играющих в детском саду, существует опасность упасть в одну из этих ям. Что делает прусский страж? Устанавливает щиты с надписями: „Не иди направо!“, „Не иди налево!“ Вслед за Поппером я предлагаю засыпать все эти ямы и дать возможность детям свободно играть, где только вздумается».
21 февраля 1918 года в ознаменование 80-летия со дня рождения Иосифа Поппера-Линкеуса его последователи, врач и психолог Фриц Виттельс и писатель Вальтер Маркус, создали в Вене организацию «Универсальная служба питания». В течение нескольких лет эта организация издавала бюллетень под одноимённым названием. Она просуществовала 20 лет и была распущена во время аншлюса Австрии Германией.
Комментарии
Комментарии
руководитель стоматологической клиники «5 Звезд»
потомственный врач
российский ученый, доктор технических наук, ректор РТУ МИРЭА
популярный специалист по направлениям IT и рекламы
русский ученый, создатель науки «биогеохимия»
русский филолог-медиевист, фольклорист, теоретик и историк литературы, стиховед
учёный в области теории вычислительных систем, профессор университета Цинхуа в Пекине
шведский ученый, внесший огромный вклад в развитие UML, RUP, Аспектно-ориентированного программирования