Биография
Сергей Иванович Осипов родился в деревне Степанково Бежецкого уезда Тверской губернии в крестьянской семье. Отец художника с дореволюционных лет работал по строительству в Петрограде. Учиться Осипов начал в школе села Поречье. В 1927 году приехал к отцу в Ленинград. Здесь оканчил семь классов и поступил учеником на завод «Электроприбор». Затем работал с отцом на строительстве. Одновременно посещал вечернюю художественную школу на Таврической улице, где занимался у известных педагогов Владимира Сукова и Семена Абугова.
В 1932 Осипов поступил в подготовительные классы при Всероссийской Академии художеств, а в 1935 стал студентом живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Занимался у Семена Абугова, Михаила Бернштейна, Генриха Павловского, Александра Осмеркина.
Война застала Осипова на дипломном курсе в мастерской А. Осмеркина. Оставив учёбу, он добровольцем ушёл в народное ополчение. Участвовал в боях под Ленинградом. В декабре 1941 при разминировании проходов для наступающего матросского батальона из Кронштадта в районе Старого Петергофа был тяжело ранен, потерял ногу. Больше года провел в госпиталях на излечении. Демобилизовался в 1943 как инвалид Великой Отечественной войны. Награжден Орденом Славы III степени, медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
В 1943 Осипов вернулся к занятиям в институте и в декабре того же года окончил его по мастерской А. А. Осмеркина с присвоением квалификации художника живописи. Дипломная работа — картина «Партизаны».
В 1945 году началась многолетняя педагогическая работа Осипова, сначала в ЛХПУ, затем в 1946—1949 гг. в изостудии при ДК имени М. Горького, а с 1949 и до конца 1970-х на кафедре общей живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной. Одновременно с 1944 Осипов работает по договорам с Ленизо. В апреле 1945 года его принимают в члены Ленинградского Союза советских художников, с этого же года он начинает участвовать в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Пишет пейзажи, жанровые композиции, натюрморты, постепенно восстанавливая утраченные за годы войны навыки.
Творчество Осипова было неразрывно связано с темой Родины — Тверской землей, её природой, старинными русскими городами, крестьянским укладом. С конца 1940-х ежегодно, а нередко и по несколько раз он посещал Старую Ладогу, Изборск, Старицы, Торжок, Псков, привозя из этих поездок многочисленные этюды, зарисовки и картины. Затем работа продолжалась в мастерской. И так год за годом на протяжении сорока лет.
Свой узнаваемый индивидуальный стиль Осипов обретал постепенно. К концу 1950-х годов в техническом отношении он вполне сложился как мастер. Об этом свидетельствуют произведения той поры, показанные на крупнейших выставках: «Сбор урожая» (1950), «На Волге» (1951), «Последний снег» (1954), «Сжатое поле» (1954), «На Волхове» (1955), «Ручеек» (1956), «После дождя» (1957), «Старая Ладога», «Мостик через Пскову», «Псков. Гремячая башня» (все 1958), «Старая Ладога. Собор Георгия», «Псковский дворик», «Довмантова крепость» (все 1958), «Воспоминание о Васильсурске» (1959), «Лодки», «Мостик» (обе 1960) и многие другие. Но простое следование натуре уже не удовлетворяло художника. Нужно идти дальше. Но как, каким путем?
Ответ на этот вопрос дают произведения начала 1960-х годов: «Окраина деревни» (1960), «Натюрморт со скрипкой» (1960), «В Старой Ладоге» (1961), «Псковщина», «Псков. Улица» (1962), Труворово городище" (1962), «Крепостная башня», «Стожок. Осень», «Крепость. Старый Изборск» (все 1963), «Сторожок Осель» (1963), «Сенокос» (1964), «Пора сенокосная» (1967) и другие. Особое значение в них отводится композиции. Все чаще Осипов уже не ищет привлекательный сюжет, дополняя потом его своей режиссурой, а сочиняет композицию, населяя её подсмотренным ранее в жизни и природе.