Поделиться:

О знаменитости

Алексей Михайлович Матиясевич: биография


За время войны «Лембит» под командованием А. М. Матиясевича совершил пять минных постановок, выставив 100 мин, провёл 8 торпедных атак (выпущено 13 торпед).

Зимой 1941 года А. М. Матиясевич в условиях блокадного Ленинграда организовал работы по ремонту «Лембита», ввиду отсутствия мин английского образца выдвинул инициативу о переделке минных шахт субмарины под советские мины. Опыт полярных походов и зимовок чрезвычайно помог Алексею Михайловичу в те месяцы: организованное в нарушение противопожарных норм камельковое отопление лодки тремя печками-буржуйками оказалось полностью безопасным и спасло оборудование корабля от замерзания и выхода из строя. Истории о тяготах северных зимовок и о суровой жизни в условиях крайнего севера, рассказываемые капитаном, поддерживали настроения в команде на высоком уровне. К кампании 1942 года экипаж Матиясевича подошёл с боевым настроением и в полной боевой готовности.

14 сентября 1942 года после успешной двойной торпедной атаки «Лембит» подвергся особенно ожесточённой атаке сил ПЛО, в результате которой произошёл мощный взрыв в аккумуляторной батарее командного отсека и начался пожар. Как правило в такой ситуации даётся команда на всплытие. Капитан мгновенно оценил обстановку, отдал распоряжения по тушению пожара и эвакуации раненных, успешно организовав борьбу за живучесть. Необнаруженная лодка легла на дно, последствия повреждений устранялись в течение суток. Корабль успешно вернулся на базу на одной аккумуляторной батарее, погибших не было.

За тот поход многие лембитовцы были награждены орденами и медалями. А. Матиясевич был награждён Орденом Ленина и представлен к званию Героя Советского Союза, но не получил эту награду. Корабль Матиясевича, награждённый в конце войны Орденом Красного Знамени, на флоте прозвали «бессмертной субмариной».

По послевоенным подсчётам командования Балтийского флота торпедами и минами лодки А. Матиясевича было потоплено 21 судно и 4 повреждены. По современным данным, составленным по спискам потерь воюющих сторон за годы войны под командованием Матиясевича «Лембит» потопил торпедами датский пароход (13 октября 1944), немецкий тральщик (15 октября 1944), предположительно потопил немецкую подлодку U-479 (12 декабря 1944 — в результате столкновения в подводном положении, было ли это действительно столкновение с подводной лодкой, и была ли это U-479 — достоверно неизвестно). Кроме того, шесть судов подорвалось на минах, выставленных «Лембитом».

Послевоенная служба

До 1946 года А. М. Матиясевич оставался в должности командира «Лембита». Затем, до августа 1947 года командовал знаменитым «Ершом» Щ-303. С августа 1947 по апрель 1948 года командовал дивизионом строящихся и ремонтирующихся субмарин. С апреля 1948 года по февраль 1950 года командовал экспериментальной лодкой с двигателем единого хода «М-401». В октябре 1949 года на лодке произошёл пожар, в результате грамотных действий командира и экипажа возгорание было быстро ликвидировано.

С октября 1950 года по ноябрь 1955 года А. М. Матиясевич работал старшим преподавателем курсов высшего командного состава КУОПП им. С. Кирова, которые сам когда-то окончил. После работы преподавателем вышел в запас и подал в отставку.

На гражданской службе до 1981 года водил корабли, занимался гидрографическими изысканиями, работал старшим лоцманом в Ленинградском порту. Награждён знаком «Почётный работник Морского флота СССР». Являлся действительным членом Географического общества, членом Полярной комиссии.

В возрасте 76 лет ушёл на пенсию. В годы заслуженного отдыха участвовал в ветеранском движении, был избран почётным членом Президиума объединённого Совета ветеранов-подводников ВМФ. В 1994 году ветеранская организация подала ходатайство о присвоении А. М. Матиясевичу звания Героя России на основании архивного представления от 1942 года.

Алексей Матиясевич не дожил до награждения медалью Золотая Звезда, скончавшись 28 января 1995 года в Санкт-Петербурге на девяностом году жизни. Похоронен на Серафимовском кладбище, проводить в последний путь ветерана пришли родные, его ученики, сослуживцы, флотские ветераны.

Сослуживцы и знакомые вспоминали его как скромного, учтивого человека, не склонного к самовосхвалению, не терпевшего пустозвонства и преувеличения боевых успехов, как своих, так и чужих.

Контр-адмирал В. С. Козлов пишет, что звание Героя Матиясевичу не было присвоено своевременно из-за его критики «Атаки века», в которой «С-13» потопила немецкий транспорт «Вильгельм Густлофф». Сам Матиясевич писал:

Сноски и источники

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Мирошников Евгений Мирошников Евгений

первый заместитель губернатора Белгородской области, глава департамента цифрового развития

Назаров Александр Юрьевич Назаров Александр Юрьевич

куратор национальных проектов и цифрового направления госкорпорации «Ростех»

Салаев Александр Рафикович Салаев Александр Рафикович

Действительный государственный советник Санкт-Петербурга 1-го класса

Наталья Алексеевна Сергунина Наталья Алексеевна Сергунина

российский государственный деятель, занимает пост вице-мэра столицы

Радионова Светлана Геннадьевна Радионова Светлана Геннадьевна

руководитель Росприроднадзора (с конца 2018 года), бывший заместитель главы Ростехнадзора

Назаров Андрей Геннадьевич Назаров Андрей Геннадьевич

экономист, юрист, управленц и специалист в сфере горного оборудования

Плутник Александр Альбертович Плутник Александр Альбертович

юрист, генеральный директор АО «ДОМ.РФ»

Токарев Владимир Александрович Токарев Владимир Александрович

российский государственный деятель

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора