Биография
Не желая идти по стопам отца и изучать право, Марино «нередко перепродавал те книги по юриспруденции, что давал ему отец, и на вырученные деньги покупал сборники стихов», в результате чего в конце концов был изгнан из дома. Служил у знатных неаполитанцев. Восхождение Марино к славе было омрачено тюремным заключением (его возлюбленная умерла в результате аборта); еще большими неприятностями грозило ему второе заточение (спасая приятеля, Марино подделал архиепископскую грамоту). В результате начинающему поэту пришлось покинуть Неаполь и перебраться в Рим, где он нашёл себе покровителя в лице кардинала Пьетро Альдобрандини. В свите кардинала побывал в Равенне, затем в Турине. В 1602—1603 годах жил в Венеции. Завоевав расположение герцога Савойи Карла Эммануила, был удостоен в 1609 ордена Большого креста Святых Маврикия и Лазаря; с тех пор именовался кавалер Марино.
В 1609 на жизнь Марино покушался его соперник при савойском дворе, поэт Гаспаре Муртола; резкая полемика двух поэтов отразилась в цикле Марино «Муртолеида» (Murtoleide, 1619), включающем в себя 81 сатирический сонет. До 1615 года служил при савойском дворе, однако, безосновательно обвинённый в клевете на герцога, вновь оказался в тюрьме. В 1615 прибыл во Францию по приглашению Марии Медичи; возможно, посещал салон госпожи Рамбуйе, общался с Вуатюром, Гезом де Бальзаком, Дю Бартасом. Людовик XIII назначил ему жалованье в размере 2000 экю, что позволило поэту приобрести себе виллу в Позилиппо, а также коллекционировать живопись. В 1623 г. вернулся в Неаполь.
Творчество
Лирика
Марино сочинял стихи с юных лет. Первый поэтический сборник (Rime) вышел в 1602 г. Наиболее известны его сборники «Лира» (La Lira, 1608—1614) и «Цевница» (La Sampogna, 1620). К образцам придворной поэзии следует отнести сборник «Эпиталамы» (Epitalami, 1616). Отвечающий вкусу маньеризма и навеянный увлечением Марино-собирателя живописи сборник «Галерея» (La Galleria, 1619) включает в себя образцы экфрасиса, описаний реальных (в числе их авторов — Тициан, Микеланджело, Рафаэль, Пармиджанино, Гвидо Рени) и вымышленных живописных полотен и скульптур. Сам Марино особенно высоко ценил свою выдержанную в духе сакрального барокко поэму «Избиение младенцев» (La Strage degli innocenti, написана около 1605 г., опубликована посмертно в 1632 г.; в XVIII веке неоднократно переводилась на русский язык). В подражание Франческо Берни Марино написал терцинами ряд сатирических стихотворений (капитоли), в том числе «О сапоге» (Dello stivale). Под явным влиянием Тассо он начал работать над двумя героическими поэмами: «Разрушенный Иерусалим» (Gerusalemme distrutta, опубл. в 1626) и «Освобождённый Антверпен» (L’Anverse liberata, опубл. в 1956), однако не довёл их до конца. Для поэзии Марино, отдававшего предпочтение жанрам мадригала и канцоны (реже он сочинял сонеты, а в «Галерее» активно прибегал к эпиграмме), характерны изощрённость стиля, обилие неожиданных метафор и кончетти, повышенная музыкальность, сочетание метрических и ритмических экспериментов с прочной укоренённостью в поэтической традиции. Все эти особенности были взяты на вооружение итальянскими поэтами XVII века, которых принято именовать маринистами.
Проза
Среди прозаических сочинений Марино: насыщенный изысканной риторикой барокко цикл «Священные проповеди» (Dicerie sacre, 1614 г.); чрезвычайно диверсифицированный в стилистическом отношении эпистолярий, включающий как бурлескные послания («К папаше Носу», Al padre Naso), так и иронический отчёт о парижских нравах, и весьма практичные увещевания «сильных мира сего»; и, наконец, мрачное письмо из заточения, напоминающее аналогичные сочинения Якопоне да Тоди и Кампанеллы.