Творческая характеристика
Творческое наследие Кобрина – одна из загадок современного кинематографа. На Западе Кобрина называли концептуалистом, основателем русского авангарда в научном кино. Он отнесся холодно и к славе, и к равнодушию соотечественников. Даже его коллег пугали сложный экранный мир и дерзкая, парадоксальная мысль режиссера. Попытки серьёзных исследований творчества Кобрина замечены уже после его смерти. Он был художником, теоретиком и мастеровым. Ему предстояло разработать, создать эстетику, язык и технологию кино, которое впоследствии назовут «кобринским». Остается добавить, что сам он более всего ценил теплоту этого мира и человечность – критерий, которому художник в своих работах не изменял никогда. Поражает до сих пор его потрясающая "киношность" (в лучшем смысле этого слова) -- именно художественную традицию кино Владимир Михайлович преподавал своим студентам до последнего.
Человеческая характеристика
Владимир Михайлович был совершенно не парадоксальным человеком, наоборот -- настолько простым, что с любым случайным знакомым "в курилке" мог обсуждать вечную тему дураков или содержания собственных снов, и эта курилка была на лестничной клетке возле его квартиры на первом этаже обычной старенькой мазанки 4-этажки, и в этой квартире дверь обычно никогда не закрывалась на замок, невзирая на то, что квартира-студия была набита под потолок парадоксально-современным кино-видео-оборудованием, когда мало кто ещё слышал "ругательные" слова TARGA, DPS PAR и Perception, Video-High8/SVHS/ и MPEG... И эта предельная искренность делала его настолько душевно обнажённым и незащищённым, открытым и близким, и с другой стороны обладающим врождённым детским иммунитетом к пошлости и цинизму современного момента. В быту он был крайне прост и незамысловат, хотя посиделки вокруг самовара с тортиком были удивительно просты и душевны, хотя и при этом и не просты и довольно глубоки с точки зрения обсуждения глубины и тонкости момента.
Фильмография
- «Регуляция биологических процессов», 1985
- «Первичные фотобиологические процессы», 1988
- «Третья реальность-1», 1995
- «Физические основы квантовой теории», 1980
- «Homo Paradoksum», 1989
- «Механическая обработка полупроводниковых материалов», 1978
- «Технология производства полупроводниковых приборов», 1979
- «Групповой портрет в натюрморте», 1993
- «1991=ТУТ», 1991
- «Перенос электрона в биологических системах», 1987
- «Серое время», 1994
- «Homo Paradoksum-3», 1991
- «Транспорт веществ через биологические мембраны», 1987
- «Биофизика ферментативных процессов», 1987
- «Present Continuous», 1989
- «Homo Paradoksum-2», 1990
- «KrotoSkobrismus», 1997
- «Первый апокриф», 1993
- «Явление радиоактивности», 1977
- «Биопотенциалы», 1988
- «Третья реальность-2», 1996
- «Высокомолекулярные соединения», 1984
- «Полупроводники», 1978
- «Самоорганизация биологических систем», 1989
- «Особенности кинетики биологических процессов», 1983
- «Последний сон Анатолия Васильевича», 1990
- «Future Continuous», 1993
- «Механика как наука», 1981
- «GraviDance», 1999
- «Сон пляшущих человечков», 1998
- «Термодинамика биологических процессов», 1986
- «Предмет и задачи биофизики», 1982
- «Полупроводники», 1979
- «Абсолютно из ничего», 1997
- «Молекулярная биофизика», 1986
- «Шаги в никуда», 1992
Награды
- 1991 — КФ в Заречном (Спец. приз жюри, фильм «Последний сон Анатолия Васильевича»)
- 1993 — Премия «Ника» (За лучший научно-популярный фильм, фильм «Групповой портрет в натюрморте»)
- 1993 — ОКФ неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге (Приз «За творческий поиск в области научно-популярного кино», фильм «Шаги в никуда»)
- 1989 — КФ образовательного кино в Казани (Гран-при, фильм «Биопотенциалы»)
- 1998 — ОКФ неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге (Спец. приз жюри, фильм «Абсолютно из ничего»)
- 1990 — ВКФ неигрового кино в Воронеже (Спец. приз жюри за лучший научно-популярный фильм, Приз жюри критиков «Уникум», фильм «Present Continuous»)