Поделиться:

О знаменитости

Архиепископ Иоанн: биография


Архиепископ Рижский и Митавский

Довоенный период

Епископство Рижское и Митавское для Иоанна, безусловно, значительно отличалось от всех других периодов его жизни. Вплоть до Первой мировой войны верхние слои населения этой епархии — аристократию (дворянство) и большую часть среднего сословия — свободных городских граждан («бюргеров») составляли балтийские немцы, которые не питали к православию никакой симпатии. Также немаловажно, что немецкая аристократия пользовалась значительным влиянием у последних российских императоров. Основными же прихожанами православных приходов были беднейшие слои населения, в основном, латышское и эстонское крестьянство, находящееся в полной зависимости от немецких помещиков. В епархии было (1914) 210 приходов, из них латышских — 49, эстонских — 99, русских — 29 приходов, шведский — 1, остальные — со смешанным национальным составом; 457 православных народных школ, из них в Лифляндии — 355, в Курляндии — 40, в Эстляндии — 62; всего в этих школах обучалось 18227 ученика, в том числе православных — 13346, лютеран — 4296, католиков — 395, старообрядцев — 146, единоверцев — 6.

Иоанн, как и его предшественники на Рижской кафедре, сохранял ровное, благожелательное отношение к латышам и эстонцам, старался выдвигать из их среды священников, учителей приходских школ, а в важных случаях он брал на себя роль защитника прав коренного латышского и эстонского населения, если эти права были нарушены местными немцами. До начала войны ему часто приходилось давать отзывы по поводу обвинений, возводимых на латышскую интеллигенцию. В своих отзывах он всегда старался оказать помощь латышам. Занимаясь делами приходов, он, несмотря на возраст, много разъезжал по епархии. История сохранила, что, например, в 1912 году 17 июня он освящал нижний храм в честь Успения Божией Матери в Рижском Троице-Сергиевом женском монастыре, в начале июля участвовал в юбилейных торжествах по случаю 50-летия прихода в Пайде (Эстония), а 9 июля прибыл в Тюри (Эстония), где освятил новый иконостас школьно-молитвенного дома. В 1913 году посещал часовню в эстонской деревне Агусалу. По распространённой в то время среди архиереев традиции был по совместительству настоятелем Рижского Алексеевского необщежительного монастыря.

Активно занимаясь борьбой с алкоголизмом прихожан, Иоанн привлёк к этому не только антиалкогольные общества, но и все организации церкви. В определенные дни для борьбы с пьянством мобилизовались все деятели церковных организаций и учреждений.

В книге «Православные в Латвии» (сост. А. Поммер) Иоанну дана следующая характеристика:

В 1912 году Иоанн возведён в сан архиепископа.

Первая мировая война

После начала войны Иоанн направил деятельность православной церкви во вверенной ему епархии на милосердие: уход за раненными, заботу о вдовах и сиротах воинов. События на фронтах войны летом 1915 года, в результате которых Рига стала прифронтовым городом, вынудили Иоанна в июле 1915 год эвакуироваться в Юрьев Лифляндской губернии (ныне Тарту), откуда он в дальнейшем и руководил епархией. Были эвакуированы епархиальные учреждения, духовные семинария и училище с преподавателями и воспитанниками, часть духовенства, а также церковное имущество, наиболее ценная утвари и лучшие ризницы. По требованию высшего военного командования эвакуация проходила спешно, нанеся церкви множество потерь, которые, с учётом последовавших немецкой оккупации и недолгого большевистского периода, уже никогда не были восполнены. Иоанн тоже более никогда не смог вернуться в Ригу.

Февральская революция

2 (15) марта 1917 года Николай II отрёкся от престола в пользу Михаила, передавшего, в свою очередь, всю власть Временному правительству до созыва Учредительного собрания, которое должно было решить вопрос о форме правления. При откладывании же вопроса о форме правления до Учредительного собрания возвращение монархии не исключалось. Реакция архиереев на эти события была самой противоречивой. От поздравительных телеграмм Временному правительству от отдельных иерархов, до монархических выступлений. Впрочем, и то, и другое было скорее исключением. Крайние монархические взгляды тогда не поддерживались в обществе и, например, Димитрию (Сперовскому), предшественнику Иоанна на Рязанской кафедре, стоили епископства (уволен на покой 17 июня 1917).

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Августин Блаженный Августин Блаженный

христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства

Сергий Радонежский Сергий Радонежский

святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры

Григорий Ефимович Распутин Григорий Ефимович Распутин

духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия

Иоанн Леонтьевич Янышев Иоанн Леонтьевич Янышев

священнослужитель Православной Российской Церкви

Бригам Янг Бригам Янг

американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней

Якопоне да Тоди Якопоне да Тоди

итальянский религиозный поэт, монах-францисканец

Ядвига Силезская Ядвига Силезская

княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот

Иван Юркович Иван Юркович

архиепископ римско-католической церкви, дипломат

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора