Биография
Детство
Будущий Далай-лама родился в Тибете в местности Чинвар Тагце округа Таргьей (Центральный Тибет) 23-го числа 9-го лунного месяца 1617 года. Семья новорождённого принадлежала к школе ньингма. Из-за острого религиозно-политического конфликта между школами гелуг и карма-кагью поиски и опознание нового Далай-ламы, проходившие в 1619 году, велись в строгом секрете. После успешного окончания поисков его переправили в Нанкарце. После смерти правителя Цанга, кармапинца Пунцог Намгьяла, сведения о нём были наконец обнародованы, и в 1622 году он был перевезён в лхасский монастырь Дрепунг. В 1625 году Панчен-лама IV посвятил его в гецулы и стал его учителем.
Однажды дядя молодого Далай-ламы, принадлежавший к школе карма-кагью, повёл его на благословение к главе школы джонанг Таранатхе. Из-за неприязни к новому тулку Таранатха во время посвящения поранил ему угол глаза, и Далай-лама на всю жизни остался косым.
Война с антигелугпинской коалицией
В 1635 г. Цохор-Цогто выслал в Тибет десятитысятный корпус во главе со своим сыном, чтобы помочь цзанскому Карма Тенкьонгу окончательно разгромить школу гелуг. Однако хошоутский хан Гуши, с которым ранее была достигнута договорённость о защите гелуг, сумел обезвредить войско. Цохор-Цогто, узнав о провале экспедиции, собрался в Тибет самостоятельно. Гуши-хан же в 1637 г. напал на ставку Цохор-Цогто на Кукуноре и разгромил его. В следующем году Гуши прибыл с паломничеством в Тибет и лично представился Далай-ламе, после чего произошёл обмен почётными титулами. Далай-лама отказался от предложения посетить Монголию, однако оправил туда своего представителя.
Так же, как и Цогто-тайджи, противником школы гелуг был царь области Бэри в Кхаме, последователь бонпо Доньод Дордже. Его письмо к дэси Цанга с договором о совместных военных действиях в Центральном Тибете было перехвачено и отослано Гуши-хану. К 1639 г. хошоуты были готовы вторгнуться в Тибет, чтобы уничтожить правителей Бэри и Цанга. Сам Далай-лама обсудил эту перспективу со своим дэси Сонам Чойпэлом, и последний настоял на том, что школа гелуг должна использовать шанс покончить со своими давними врагами, имея такого сильного покровителя. В конечном итоге было принято решение уничтожить только бонца-антибуддиста Доньод Дордже, но не дэси Цанга. Гуши-хан вошёл в Кхам, и после года войны Доньод Дордже был схвачен и казнён (1640). Западные области царства Бэри были возвращены в подчинение Центральному Тибету.
После победы над Додьод Дордже Далай-лама узнал, что корпус Гуши-хана не возвращается на Кукунор, а идёт в Центральный Тибет, на Цанг. Дэси Сонам Чойпэл открыл ему, что это была его инициатива, и что теперь разворачивать хошоутов слишком поздно. Однако впоследствии, когда Гуши-хан осадил столицу Цанга Шигадзе, и Сонам Чойпэл начал сомневаться в успехе операции, так как рассчитывал на быструю сдачу, уже сам Далай-лама V убедил своего дэси продолжить осаду до победного конца. В результате жестокого штурма в 1642 г. Шигадзе был взят, а Карма Тенкьонг Вангпо пленён.
Далай-лама на троне Тибета
В 1642 г. Далай-лама был посажен на трон Шигадзе. Правитель ойратского племени хошоутов Гуши-хан объявил, что дарует ему верховную власть над Тибетом, что знаменовало сонование тибетской теократии. Столицей, а также резиденцией правительства, была объявлена Лхаса, где в 1645 г. было начато строительство дворца Потала. После подавления про-кармапинских восстаний на северо-западе страны и в Гьянцзе пленный Карма Тенкьонг был казнён, и оппозиция окончательно потеряла опору.