Семья
Родился в семье бедного сельского священника Петра Александровича Голубцова и его супруги Анны Елисеевны.
Жена — Ольга Сергеевна, урождённая Смирнова, младшая дочь ректора Московской духовной академии, протоиерея Сергея Константиновича Смирнова. Они обвенчались в 1886.
Дети:
- Иван (1887—1966) — доктор исторических наук;
- Мария (1888—1925);
- Сергей (1893—1930);
- Пётр (1895—1917), студент Московской духовной академии;
- Наталия, в монашестве Сергия (1896—1977);
- Анна (1898—1943);
- Николай (1900—1963), священник.
- Алексей (1904—1978), инженер;
- Павел, в монашестве Сергий (1906—1982), художник-реставратор, архиепископ Новгородский и Старорусский;
- Серафим (1908—1981), священник.
Образование и учёные степени
Окончил Галичское духовное училище, Костромскую духовную семинарию (1882, вторым в выпуске), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1886; первым магистрантом).
В 1886—1887 — профессорский стипендиат по кафедре церковной археологии и литургики Московской духовной академии. Магистр богословия (1891; тема диссертации: «Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны»).
Доктор богословия (1907; тема диссертации: «Соборные чиновники и особенности службы по ним»).
Преподаватель и учёный
С 1887 — и. д. доцента по кафедре церковной археологии и литургики Московской духовной академии. Магистерская диссертация Голубцова, посвящённая полемике о вере между православными и протестантами в XVII веке, заслужила позитивную оценку профессора Василия Ключевского, который написал в своём отзыве, что «магистрант не только впервые в одной работе охватил все стороны этого исторического эпизода, но и тщательно проанализировал все материалы, имевшиеся в различных Российских книгохранилищах». Эта работа была удостоена Святейшим Синодом премии митрополита Макария.
С 1891 был заведующим Церковно-археологическим музеем Московской духовной академии. С 1892 — доцент академии по кафедре церковной археологии и литургики. Одновременно, в 1893—1896 преподавал французский язык в академии. С 1896 — экстраординарный профессор, с 1907 — ординарный профессор академии. Курс лекций в академии был посмертно издан его сыном Иваном в 1918 в двух частях под названием «Из чтений по церковной археологии и литургике». Выпускник академии священник Павел Салагор так отзывался о лекциях профессора Голубцова:
Также с 1898 Голубцов был внештатным преподавателем церковной археологии в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (назначен на эту должность по рекомендации Ключевского).
Докторская диссертация Александра Голубцова была посвящена соборным чиновникам — письменно зафиксированным особенностям чинопоследований соборных служб, на которых оказали влияние как Студийский и Иерусалимский богослужебные уставы, так и характер служб в храме Софии Константинопольской и другие источники. Подготовил к печати и опубликовал «чиновники» Новгородского Софийского (1899), Холмогорского Преображенского (1903), Нижегородского Преображенского (1905) и Московского Успенского (1908) соборов.
В биографической статье о Голубцове, опубликованной вскоре после его смерти, говорилось:
Общественная позиция
Придерживаясь умеренно-консервативных политических взглядов, выступал в защиту академических свобод, в связи с чем вошёл в конфликт с руководством академии. Активно поддерживал предложение избрать либерального профессора Илью Громогласова на кафедру церковного права, которое было «провалено» крайними консерваторами. Выступал против вытеснения из академии профессора Василия Ключевского, за что вместе с другими преподавателями получил порицание от Святейшего Синода.
Труды
Автор научных работ по церковной истории, церковной археологии и литургике, в том числе:
- Вступление на патриаршество и поучение к пастве Иосифа, патриарха Московского. — «Прибавления к творениям святых отцов», 1888.
- Из истории изображения креста. — «Прибавления к творениям святых отцов», 1889.
- Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. М., 1891.
- Памятники прений о вере. М., 1892.
- Из истории древнерусской иконописи. М., 1897.
- Места молитвенных собраний христиан I—III веков. Сергиев Посад, 1898.
- Из христианской иконографии. Сергиев Посад, 1903.
- Соборные чиновники и особенности службы по ним. М., 1907.
- Сборник статей по литургике и церковной археологии. Сергиев Посад, 1911.
- Литургия в первые века христианства (из лекций) — Богословский вестник, 1913, № 7-8, 10, 12.
- Историческое объяснение обрядов литургии (из лекций). — Богословский вестник, 1915, № 7-8,
- Из чтений по церковной археологии и литургике. Петроград, 1918.