Прославлен в лике святых в августе 2000; память — 3 октября по юлианскому алендарю.
Образование
Родился в селе Мочилы Венёвского уезда Тульской губернии в семье священника. Окончил Тульскую духовную семинарию, Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия в 1881. Тема кандидатской работы: «Шестоднев Иоанна, Экзарха Болгарского, опыт исследования языка и текста по списку 1263 года». В этом труде проявилась филологическая эрудиция автора и его научная кропотливость.
Педагогическая деятельность
15 августа 1881 был назначен учителем Раненбургского духовного училища, а с 7 декабря того же года являлся помощником смотрителя Скопинского духовного училища, преподавал Закон Божий.
В январе 1885 скончалась его супруга, Анна Фёдоровна, урождённая Воскресенская, дочь протоиерея. Неожиданная кончина жены от обширного сепсиса и смерть новорожденного младенца стали тяжёлым потрясением для молодого преподавателя и определили его дальнейшую судьбу. Уже 7 марта 1885 был пострижен в монашество и 10 марта рукоположён во иеромонаха.
4 декабря 1886 назначен инспектором Томской духовной семинарии с возведением в сан игумена. 28 февраля 1888 возведён в сан архимандрита и назначен ректором Иркутской духовной семинарии.
Сибирский архиерей
10 сентября 1889 хиротонисан во епископа Киренского, второго викария Иркутской епархии. Хиротония совершена в Иркутске в Вознесенском соборе архиепископом Иркутским и Нерчинским Вениамином (Благонравовым) и епископом Селенгинским Макарием (Дарским).
С 17 июля 1893 — епископ Тобольский и Сибирский. Посещал с миссионерскими целями окраинные районы своей епархии.
Служение в Прибалтийском крае
С 4 октября 1897 — епископ Рижский и Митавский. 6 мая 1904 возведён в сан архиепископа.
Его стараниями были обновлены и построены многие храмы. В 1905 созвал Епархиальный собор (съезд духовенства епархии), на котором были приняты постановления о преобразованиях в церковной жизни: о допуске мирян к избранию клириков, о предложениях некоторых изменений и сокращений в богослужении в латышских и эстонских церквях и др.
В январе 1906 обратился к духовенству епархии с призывом заступаться перед правительственными органами за людей, вовлечённых в революционное движение: «Я поручаю вам, отцы настоятели, если по вашему искреннему убеждению, свидетельствованному иерейской совестью и долгом священнической присяги, кто-либо из ваших прихожан, — или даже инославных, но лично вам известных, — будет невинно привлечён к ответственности по обвинению в противоправительственной деятельности и участии в бывшем революционном восстании, а также в тех случаях, когда к сей ответственности будут привлекаться люди заведомо доброго направления и вообще благонадёжные, но увлечённые на эту деятельность угрозами, насилием и боязнью мести со стороны агитаторов восстания, свидетельствовать пред местными военными и гражданскими властями и смиренно просить об освобождении от ответственности первых и об облегчении участи и помиловании вторых. Если бы предстательство ваше пред названными властями, на основании имеющихся у них сведений, было отклонено, а вы продолжали бы оставаться в полном убеждении в невиновности известного вам лица или в необходимости оказать снисхождение виновному, просите и молите власть, по крайней мере, не приводить приговор в исполнение впредь до особого распоряжения Главного начальника края, а мне немедленно донесите для возбуждения соответствующего ходатайства».
С 13 августа 1910 — архиепископ Литовский и Виленский и священноархимандрит Виленского Свято-Духова монастыря.
6 мая 1912 награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
Будучи умеренным монархистом, отказался санкционировать проведение торжественного крестного хода к памятнику М. Н. Муравьёву в память 50-летия его управления Западным краем, на чём настаивали крайне правые политические организации (ограничился проведением заупокойной литургии и панихиды). Инцидент стал поводом для его перевода в Ярославль, где он сменил архиепископа Тихона (Беллавина).