Яков Франк: биография
- Учение о святой троице - «Святого Старца» (Аттика каддиша), «Святого Царя» (Малка каддиша) и «Вышней Госпожи» или Шхины (Матронита элйона). Высшее Божественное начало считалось совершенно отстраненным от творения. Оно было скрыто во втором начале (Царь царей, истинный Бог Израиля, мужская природа). Третье начало воплощало женскую природу.
- Учение о Мессии как «Святом Царе», который постоянно воплощается и занимается исправлением мира и способствует освобождению святых искр из пучины злых сил (клиппот).
- Практика реализации Божиего плана творения через сочетание мужского и женского начал Божества. Человеческие страсти, запрещённые Галахой, как раз и являются «Божественными искрами», скованными в душах. Не имея выхода, они препятствуют наступлению желанной гармонии.
Община франкистов называлась «братством», в ней было 12 «апостолов» и 12 «сестер». Хотя Франк считал себя Мессией, он называл себя посланником «Великого Брата». Иисус Христос был лишь оболочкой «святого плода», а собственно плодом Франк считал самого себя. Переход в христианство он рассматривал как снятие ложной оболочки с иудаизма — включая талмудические законы и запреты.
Свое учение он назвал новой религией, «святой верой Эдома». Освобождение пленных искр и их возрождение должно достигаться при помощи оргиастической практики, вызывающей слияние мужского и женского начал Божества. При этом предписания иудаизма, по его мнению, утратили свою силу.
В своих притчах он обращается к образу библейского Исава, у которого его брат Иаков хитростью отнял первородство; он считает, что Исав своей праведностью и добротой не заслужил такого обмана. Так как потомки Исава ассоциируются с христианами. Принятие христианства Якоб Франк трактует как воздаяние дани по поводу несправедливого инцидента с первородством Исава.
Сохранились сочинения самого Франка, записанные под диктовку на языке идиш и переведённые на другие языки, преимущественно на польский.. В коротких притчах Якоб рассказывает об эпизодах, в которых он действует как "простак" (польск. prostak) - бесшабашно и напролом, и высшие силы помогают ему. В историях проглядывается символизм. Некоторые истории построены по схеме польских и русских народных сказок. Некоторые истории содержат толкования снов. Исследователь и переводчик Якоба Франка, проф. Гаррис Леновиц отмечает, что с точки зрения психоанализа сны иногда производят впечатление искусственных.
Отношение к франкизму среди других евреев было крайне отрицательное, идеи франкистов почти не оставили следов в религиозной мысли. При этом во времена подъёма франкизма появился хасидизм - движение, которое переосмыслило каббалистические проблемы, поднятые саббатианцами, и нашло решение, альтернативное франкизму.
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства
святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры
духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия
священнослужитель Православной Российской Церкви
американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
итальянский религиозный поэт, монах-францисканец
княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот
архиепископ римско-католической церкви, дипломат