Яков Франк: биография
17 октября 1757 в Каменец-Подольском епископский суд во главе с Дембовским вынес приговор еврейской общине Лянцкоруна и обязал выплатить франкистам пять тысяч злотых; с евреев был взят налог на нужды церкви в Каменец-Подольском, а Талмуд был объявлен книгой, подлежащей сожжению. Талмуды изымались полицией в сопровождении франкистов по домам раввинов, синагогам, хедерам, библиотекам, и свозились для сожжения на базарную площадь. Однако в процессе сбора и сожжения талмудов Николай Дембовский неожиданно умер. Эту смерть стали истолковывать как наказание за сожжение святых еврейских книг. Еврейские массы в то время ожесточились против франкистов. Против них же стали выступать и поляки. После ряда массовых выступлений преемник Дембовского не решился далее защищать секту.
Бегство в Турцию и принятие ислама
После этого Франк и большое количество его последователей бежали в Турцию, где в 1757 приняли ислам, нем не менее они не пользовались поддержкой ни общин дёнме, ни еврейских общин, ни турецких властей, и вынуждены были скитаться между Турцией и Польшей.
Возврат в Речь Посполитую. Создание секты
В 1758 Франк получил разрешение короля Августа III вернуться в Польшу, где обосновался в небольшой деревне около Хотина. Там он создал секту наподобие христианского братства. Франкисты, вернувшиеся из Турции, поселились вокруг в нескольких деревнях на берегу Днестра. Франк назначил из членов "братствва" 12 апостолов. Секту охотно посещали саббатианцы из других городов, оставляя богатые подарки.
Львовский диспут и массовое крещение евреев
Франк снова стал вести переписку с королём и архиепископом, стремясь назначить второй диспут с раввинами. При этом он давал обещание принять христианство и разоблачить "ритуальные убийства" у евреев (о чём тогда распространяли слухи отдельные ксёндзы, вопреки запретам папы). В обмен на ожидаемое крещение он пытался выторговать земельные участки вдоль Днестра, но безуспешно.
Диспут согласился провести львовский каноник Стефан Микульский. На диспуте львовский раввин Хаим Коэн Раппопорт доказал безосновательность утверждения о ритуальных убийствах, и Микульский признал этот вопрос невыясненным, однако в теоретических спорах объявил победу франкистам..
По мнению исследователя франкизма Меира Балабана, причиной выхода франкистов с кровавым наветом было давление католических священников и месть раввинам, которые преследовали франкистов.
После диспута христианские власти стали жёстко настаивать на принятии крещения, и вся секта (от 500 до 1000 человек) приняла христианство во Львове, 17 сентября 1759 года. Новые христиане принимали звания своих крестных отцов, тем самым попадая в среду польского дворянства. Сам Франк провёл две церемонии крещения, на последней в Варшаве его крестным отцом был сам король Август III; при этом присутствовали министры и дворяне, при крещении он получил имя Иосиф. За 30 лет количество крещёных евреев составляло около 25000
После принятия христианства Франк постарался сплотить секту, запретив браки с посторонними (как было в группах дёнме), и ввёл внутри секты собственные порядки.
Заключение в Ченстохове
В целом польское общество восприняло новокрещённых евреев достаточно благосклонно.
Якоб Франк подал ходатайство о предоставлении секте земельных участков. К секте с подозрением отнёсся папский нунций. Было произведено расследование деятельности секты, вскрыли переписку Якоба Франка с женой, и был сделан вывод, что вера сектантов несовместима с христианством. Следствие выяснило, что новокрещённые признают мессией самого Франка, исполняют свои собственные обряды. Виноватым был признан лично Франк, который намеренно вводил в заблуждение общину, он был арестован и в феврале 1760 посажен в крепость в Ченстохове.
Комментарии
Комментарии
христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства
святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры
духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия
священнослужитель Православной Российской Церкви
американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
итальянский религиозный поэт, монах-францисканец
княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот
архиепископ римско-католической церкви, дипломат