Поделиться:

О знаменитости

Тимков, Николай Ефимович: биография


Спустя много лет в начале 1960-х Тимков послужил прототипом одного из героев картины «Матросы. 1942 год» художника Г. Савинова, служившего в войну с Тимковым в Балтийском экипаже. В 1943 году Тимкова приняли в члены Ленинградского Союза советских художников. Первое участие Тимкова в выставке относится к 1929 году (Ростов-на Дону). В 1947 году в залах ЛССХ открылась первая персональная выставка произведений художника, показанная затем в ленинградском Доме кино и Доме искусств. С конца 1940-х Тимков постоянно участвует в ленинградских, республиканских и всесоюзных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.

Формирование индивидуального стиля Тимкова шло постепенно, по мере накопления и обобщения опыта, в процессе общения с коллегами и многочисленных творческих поездок на Волгу и Дон, в Старую Ладогу, на Урал, работы в Выре и Рождествено под Ленинградом, на Академической даче. Позднее, уже зрелым мастером он посещал Италию (1969), Англию (1974), Францию (1977), Югославию (1981). В первое послевоенное десятилетие живописная манера Тимкова развивалась и совершенствовалась в направлении, намеченном ещё в студенческие годы. Он был всецело под воздействием русских пейзажистов 19 века. Реальное пространство в его работах передавалось почти с иллюзорной точностью, цветовая характеристика сдержанна, краски приглушены. В донских и волжских пейзажах Тимков стремился к охвату как можно большего пространства, к изображению множества ясно читаемых планов, что лежало в русле общей тенденции развития жанра этих лет. Среди известных произведений художника этого периода, показанных на выставках, «Уборка урожая» (1950), «Огни колхозной ГЭС», «Скоро жатва» (обе 1951), «Зимний пейзаж» (1952), «Донские дали» (1953), «Вечер на Дону», «На Дону» (обе 1954), «Тихая осень. На Дону», «Последний снег», «К весне» (все 1955), «Ветреный день», «Вечер» (обе 1956), «Лед идет», «Вечер на Волге» (обе 1957) и другие.

Наиболее интересны по мнению критиков этюды: «Пейзаж» (1954), «Весенний пейзаж» (1955), «Выра», «Зимка» (оба 1956), «Белая ночь» (1957), «Последний луч», «К весне», «Осинки» (все 1958) и другие. В них художнику чаще удается сохранить впечатления от непосредственного восприятия природы. Но этюд в те годы рассматривался лишь как подсобный материал для пейзажной картины, с её значительными размерами, непременным жанрово-повествовательным началом, с тщательным отбором и скрупулёзной проработкой деталей и выстроенностью композиции. Не удивительно поэтому, что на персональной выставке 1957 года в Ленинградском Союзе художников, показанной затем на родине в Ростове-на Дону, Тимков предстает одаренным и серьёзным профессионалом, творчество которого однако ещё не выходило за рамки постулатов и приемов, бытовавших в советской пейзажной живописи 1940—1950 годов. Но уже было в работах нечто, выделявшее их из общего ряда. В них видны незаурядная даровитость художника, редкое природное чувство цвета, был слышен искренний и уверенный собственный голос в выборе темы и раскрытии образа. Обращали на себя внимание усилившаяся декоративность живописи, обобщённость рисунка и формы, склонность к выстраиванию композиции вокруг крупных объёмов и плоскостей.

Свои поиски Тимков не прекращал вплоть до последних лет жизни, критически относясь ко многому из сделанного им ранее. Свой собственный узнаваемый почерк он обретает к середине 1960-х годов, в чём убеждает знакомство с произведениями этого периода, в том числе показанными на персональных выставках 1964 года в Ленинграде, Москве, Ярославле, Краснодаре, Ставрополе, Кисловодске, Ростове-на-Дону, Орджоникидзе, Нальчике, и 1976 года в Ленинграде. В них прослеживается очевидное развитие манеры художника от традиционного пленэрного письма в сторону импрессионистического обогащения и утончения колорита, усиления декоративности, стилизации и некоторой условности рисунка. «Пейзажи Тимкова, - писал о московской выставке 1964 года художник А. Яр—Кравченко в «Советской культуре», — всегда окрашены лирическим чувством. Он умеет находить такие краски, такой свет, такие эмоции, которые придают его полотнам особую поэтическую настроенность. Когда я смотрю на пейзажи Тимкова, то всегда чувствую, с каким волнением художника—поэта он их создаёт». Красочный диапазон работ становится в 1960-е годы чрезвычайно широк, их колорит звонкий, декоративно-плоскостный, но не локальный, а тонко связанный с рельефом, с выразительными возможностями самой поверхности холста, фактуры, мазка.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора