О знаменитости
Анри?Франсуа Ризенер: биография
Галерее портретов не только знаменитого, но и замечательного французского актёра-реформатора Франсуа-Жозефа Тальма (1763—1826) могут позавидовать актёры любых времён. Среди её авторов Э. Делакруа, Л. Давид, Д. Энгр, Годефруа, В.?Ж. Э. Жуи, Ж.?Ж. Легрене?мл., Пико, Л. Мариме, Обер, Олье, Колен и многие другие забытые и неизвестные художники. Не озадачиваясь анализом и сравнением, можно сказать с уверенностью: образ, созданный Анри?Франсуа Ризенером занимает достойное место в этом ряду.
Написанный им в годы Империи натурный «Портрет Наполеона» имел огромный успех. Художник воспроизвёл его более пятидесяти раз (в настоящее время известны 15 реплик этой работы). С 1801 по 1827 год мастер демонстрировал свои произведения в Салоне, наградившем его в 1808 году своей медалью. В это же время у него родится сын Леон, которому также суждено будет стать художником .
В 1814 и 1815 годах среди его заказчиков было много русских гвардейских офицеров, находившихся в Париже. А в 1816?м по приглашению великого князя Константина Павловича Анри Ризенер приезжает в Варшаву, а затем — в Санкт?Петербург, где выполняет заказы императора Александра I и императрицы Марии Федоровны, князя Н. Б. Юсупова, графов Олсуфьевых и др. До 1823 года он продолжал работать преимущественно в России, лишь наездами бывая в Париже, где он оставил жену и сына. Вслед за «Портретом Александра I со свитой», выполненным совместно с Ж.?Ф.?Ж. Свебахом, продолжилась череда портретов русской знати. Среди созданных им произведений были картины парадные и более скромные, изображения погрудные и в рост.
Искусствоведы отмечают, что работы его отличает тщательная отделка, сказывающаяся некоторой сухостью и статичностью живописи, но, несомненно, он был отличным рисовальщиком, мастером цвета, А.?Ф. Ризенер блестяще передаёт состояние воздушной среды, колористические эффекты двойного освещения (портрет С. П. Апраксиной; кстати, произведение это можно отнести к немногим примерам сентиментализма в живописи).
Исследователь пишет: «художник не достигает глубокого раскрытия образа», однако и начисто лишёнными характерности даже «проходные» его портреты уж никак нельзя назвать. Достаточно выразительны портреты Я. А. Потёмкина и М. Ф. Орлова. Удивительно другое: даже те немногие известные работы живописца заставляют невольно оказываться в плену ощущения, что они вышли из под кисти разных авторов… До такой степени отличающимися в сопоставлении манеры и по валёру предстают они… Как бы то ни было, живопись А.?Ф. Ризенера чрезвычайно высоко ценились современниками. Творчество этого художника заслуживает более пристального исследования.
Нельзя не сказать и о той роли, которую мастер сыграл в формировании одного из «самых французских художников» — своего племянника Эжена Делакруа. Он часто давал советы начинающему живописцу, брал их с Леоном на этюды в Нормандию, Анри?Франсуа настоял на поступлении юноши в мастерские П.?Н. Герена, постоянно обращал внимание на необходимость изучения технических приёмов старых мастеров и «горячо призывал идти собственным и только собственным путём в искусстве»…
Работы Ризенера представлены в различных французских собраниях, а также в коллекциях Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Музея?усадьбы «Архангельское» и др.
Произведения
Живопись
- Сидящий юноша. Последняя четверть XVIII века. Париж. Лувр
- Автопортрет. Последняя четверть 18-го столетия. Париж. Лувр.
- Морис Кэй. Последняя четверть 18-го века. Париж. Лувр.
- Портрет Шарля-Анри Делакруа в форме капитана Императорской гвардии.
- Портрет женщины в жёлтом мадрасе (тюрбане). Последняя четверть 18?го века. Дижон. Национальный музей Мажни.
- Портрет Арчилла Жибера с маленькой внучкой Камиллой Сейер, графиней Симеон. Частное собрание.
- Портрет Великой княгини Екатерины Павловны. 1810. Тверская областная картинная галерея.
- Базине, метрдотель (камергер) королевы Гортензии. Рюи-Мальмезон. Национальный музей замков Мальмезон и Де Буа-Прево.
- Портрет генерала барона Пьера Домениля. 1811
- Граф Ш.-А. Тертр, играющий на гитаре. ок. 1814
- Мишель, граф Ордене, генерал (1755?1811). Версаль. Национальный музей дворца Трианон.
- Портрет Барбе де Жуи. Произведение утрачено.
- Портрет Ф.?Ж. Тальма.
- Портрет стоящей императрицы Жозефины. Рюи?Мальмезон. Национальный музей замков Мальмезон и Де Буа?Прево.
- Портрет стоящей девочки. Эврё. Музей старого епископства.
- Портрет женщины в белом. Последняя четверть 18-го века. Париж. Лувр.
- Портрет Жана-Батиста Бесьера, герцога д’Истри маршала Франции (1768?1813). Версаль. Национальный музей дворца Трианон
- Портрет маршала Бессьера. Монтабо. Музей Ингре.
- Портрет члена семьи Барбе с сыном. Последняя четверть 18?го века. Руэн. Музей изящных искусств.
- Марк-Антоан Дезожье (1772—1826). Версаль. национальный музей дворца Трианон.
- Антоан Андре Раврио (1759?1814) (кузен художника, королевский бронзовщик). Париж. Лувр.
- Жан-Батист Коллен, граф де Сюсси (1750?1826). Версаль. Национальный музей дворца Трианон.
- Антоан Жюль, Жюлье (1755?1825). Версаль. Национальный музей дворца Трианон.
- Жан?Жерар Лакюе, граф де Сессак (1752—1841). Версаль. Национальный музей дворца Трианон.
- Жан Элевью. Версаль. Национальный музей дворца Трианон.
- Портрет С. П. Апраксиной. ок. 1819 года. Эрмитаж.
- Портрет П. П. Лачинова. Эрмитаж.
- Портрет Я. А. Потёмкина. 1810?1820. Музей?панорпма «Бородинская битва».
- Портрет княгини В. С. Долгорковой (ур. кж. Гагариной). Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
- Портрет Жозефины Фридрихс. 1813. Эрмитаж.
- Мадам Буланже (1786?1850). Версаль. Национальный музей дворца Трианон.
- Портрет Франсуа Адриен Буаэльдьё. Руан. Музей изящных искусств.
- Портрет девушки. 19?й век. Музей Гренобля.
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник